«1С:Управление холдингом 8» (1С:УХ») – это комплексное решение класса CPM (Corporate Performance Management – управление эффективностью организации) и одна из самых многофункциональных систем фирмы «1С». Программа позволяет автоматизировать процессы финансового управления в группах компаний (холдингах и корпорациях).
Собственникам бизнеса и/или его инвесторам в первую очередь интересно знать, какую выручку получает холдинг и какие расходы он несет. В статье мы расскажем и покажем, как подготовить плановые бюджеты в разрезе статей бюджета доходов и расходов по принятой в холдинге для всех компаний единой структуре финансовой отчетности. Вы узнаете, как проводить элиминацию внутригрупповых оборотов и сформировать консолидированную управленческую отчетность.
Вы узнаете:
В зависимости от степени централизации процессов по формированию и сдаче регламентированной отчетности и принятой в холдинге схемы движения денежных и материальных потоков, в «1С:УХ» могут исполняться бизнес-процессы: корпоративных закупок, бухгалтерии, казначейства, бюджетирования и управленческой отчетности/МСФО. Помимо этого, программа поддерживает ведение учета хозяйственных операций как управляющей компании, так и всех входящих в холдинг подразделений.
В конфигурации «1С:Управление холдингом» используются следующие термины для определения отношения внутрихолдинговой компании к группе (холдингу):
Собственникам бизнеса и/или его инвесторам в первую очередь интересно знать, какую выручку получает холдинг и какие он несет расходы. При этом, чтобы не искажать результаты консолидированной управленческой отчетности холдинга, требуется учитывать только взаимоотношения с внешними контрагентами, исключая обороты внутри группы, между компаниями холдинга.
Для этих целей в «1С:УХ» есть специализированные типы организационных единиц:
Представьте следующую ситуацию: у нас имеется холдинг «Кирпичный завод», в который входят: оптовый склад, розничная сеть, глиняный карьер и непосредственно сам кирпичный завод.
Глиняный карьер осуществляет добычу глины и продает часть из нее кирпичному заводу, а часть — третьим лицам. Кирпичный завод производит кирпичи, из которых 60% продает складу и 40% — розничной сети. Оптовый склад и розничная сеть торгуют только продукцией кирпичного завода.
Таким образом, в этой ситуации материальные потоки внутри холдинга будут идти от глиняного карьера к кирпичному заводу, от кирпичного завода к оптовому складу и розничной сети, от глиняного карьера, оптового склада и розничной сети к внешним контрагентам. Денежные потоки будут идти в обратном направлении.
Допустим, в холдинге принята единая структура финансовой отчетности для всех компаний. В зависимости от вида деятельности каждого из предприятий она состоит из следующего набора статей бюджета доходов и расходов:
Весь учет хозяйственной деятельности компаний холдинга ведется в «1С:Управлении холдингом», а также в решении будет формироваться консолидированная управленческая отчетность. Для описываемого нами случая консолидации плановых данных не так важна, но это упрощает понимание процессов при сборе факта.
Чтобы сформировать консолидированную управленческую отчетность по плановым данным, требуется провести следующие операции в программе «1С:УХ»:
Итак, приступим.
В меню «Администрирование» — «Настройки программы» — «Функциональность» — «Организация» нужно установить флаг «Учет по нескольким организациям» (рис.1).
В меню «Общие справочники и настройки» — «Организационные единицы» создаем следующую организационную структуру (рис.2).
В меню «Справочники» — «Покупки и продажи» — «Контрагенты» создаем контрагентов, между которыми будут производиться операции купли-продажи и платежи, в том числе внутри нашего холдинга «Кирпичный завод». При этом в целях упрощения схемы, как внешнего покупателя для компаний нашего холдинга, заведем единственного контрагента — «Покупатель» (рис.3).
В меню «Справочники» — «Покупки и продажи» — «Договоры» оформляем парные договоры купли-продажи между всеми участниками взаиморасчетов (рис.4).
В меню «Бюджетирование, отчетность и анализ» — «Виды и бланки отчетов» создаем вид отчета, который назовем «БДР для холдинга «Кирпичный завод» (рис.5).
Настраиваем структуру и вида отчета (рис.6).
При этом для статей, участвующих во внутригрупповых операциях, необходимо установить группу раскрытия аналитик, чтобы программа «1С» в дальнейшем смогла понять, какие из этих операций произведены с внешними контрагентами, а какие – внутри группы. Такими аналитиками сделаем «Контрагенты» и «Договоры контрагентов». После устанавливаем для аналитики «Контрагенты» флаг «ВГО» (рис.7).
Не будем делать данные аналитики обязательными, чтобы не указывать их во всех наших расходах, а только там, где это нам требуется.
После установки, в статье группы раскрытия аналитик, открывается новый реквизит «Относится к внутригрупповым операциям», где мы также установим соответствующий флаг (рис.8).
И, наконец, потребуется установить флаг «Относится к внутригрупповым» для тех показателей отчетов, статьи для которых мы выше отнесли к внутригрупповым. В противном случае программа не будет «видеть» данные показатели при элиминации (рис.9).
«1С:УХ» — это мощный инструмент для автоматизации управляющих компаний и финансовых служб структурных единиц холдингов. Специалисты «1С-Архитектора бизнеса» в ходе предпроектного обследования рассчитают точные сроки и стоимость внедрения «1С:Управление холдингом 8» в вашей компании.
С помощью «Волшебной палочки» настроим структуру бланка для вида отчета (рис.10, 11).
В меню «Бюджетирование, отчетность и анализ» — «Регламенты подготовки отчетности» создаем новый регламент, который назовем «Регламент для кирпичного завода» (рис.12).
В меню «Бюджетирование, отчетность и анализ» — «Сценарии» создаем новый сценарий, который назовем «Сценарий для кирпичного завода» (рис.13).
В меню «Бюджетирование, отчетность и анализ» — «Управление отчетным периодом» настраиваем отчетный период по сценарию «Сценарий для кирпичного завода» и регламенту «Регламент для кирпичного завода» (рис.14).
В результате проведения вышеописанных подготовительных операций у нас появилась возможность подготовить консолидированную отчетность по холдингу «Кирпичный завод».
Для этого каждая из компаний, входящих в наш холдинг, должна заполнить по настроенному бланку показатели по своим выручке и расходам. Заполнение показателей производится в формате экземпляра отчета в «1С:УХ».
Сначала в меню «Бюджетирование, отчетность и анализ» — «Экземпляры отчетов» заполняется карточка экземпляра отчета (рис.15).
После этого в открывшемся бланке, через правую кнопку мыши на ячейке, которую мы хотим заполнить, выбираем пункт «Отобразить раскрытие» (рис.16).
И далее заполняем необходимые показатели (рис.17).
При этом не забываем, что для операций внутри группы показатели, заполненные между компаниями группы, должны быть зеркально парными.
Показатели экземпляра отчета, заполненные для холдинга «Кирпичный завод» (рис.18).
Показатели экземпляра отчета, заполненные для глиняного карьера (рис.19).
Показатели экземпляра отчета, заполненные для оптового склада (рис.20).
Показатели экземпляра отчета, заполненные для розничной сети (рис.21).
Расскажите о ваших целях и задачах по автоматизации холдинга — наши специалисты сделают всю остальную работу. Сформируют предложение, проведут подробную демонстрацию системы, рассчитают экономический эффект от внедрения «1С:Управления холдингом 8» и ответят на все интересующие вопросы.
По завершении заполнения показателей в экземплярах отчетов всеми компаниями группы мы можем провести операции по элиминации и консолидации плановых данных.
В системе «1С:Управление холдингом» такие операции автоматизированы и производятся в виде тех же экземпляров отчетов. Именно для этих целей и используются элиминирующая и консолидирующая организационные единицы.
Создаем экземпляр отчета от имени элиминирующей организации, после чего нажмем кнопку «Заполнить» — «Прочее» — «Элиминировать» — «Заполнить отчет» (рис.22).
В результате этого действия у нас сформировался экземпляр отчета, в котором учитываются только операции между компаниями группы (рис.23).
При этом важно обратить внимание, чтобы сумма, учитывающая разницу между доходами и расходами, в нашем случае это «Прибыль», была равна нулю. Это говорит о том, что все компании нашего холдинга предоставили корректную информацию о своих планируемых хозяйственных операциях между компаниями группы.
Через кнопку «Отобразить раскрытие» можно убедиться, что показатели компаний группы действительно «зеркальны» друг другу (рис.24).
Для анализа таких взаиморасчетов и выявления расхождений в случае их некорректности помогают выведенные в раскрытие показателей аналитики «Контрагенты» и «Договоры контрагентов».
По завершении проверки элиминации можно сделать консолидацию данных. Для этого создается экземпляр отчета по консолидирующей организационной единице. В нашем случае это холдинг «Кирпичный завод» (рис.25).
Как вы можете видеть, обороты между компаниями группы в отчете не фигурируют, в чем можно убедиться через «Отобразить раскрытие» (рис.26).
И мы действительно видим здесь только операции с внешним контрагентом «Покупатель», а также те расходы, которые несли компании группы в своей хозяйственной деятельности, и не относящиеся к внутригрупповым.
Подведем итоги
В статье мы на конкретном примере показали, как подготовить плановые бюджеты в разрезе статей бюджета доходов и расходов по принятой в холдинге для всех компаний единой структуре финансовой отчетности. Вы узнали, как провести элиминацию внутригрупповых оборотов и сформировать консолидированную управленческую отчетность.
Если у вас на каком-то этапе работы с инструкцией возникли сложности и возникли вопросы, вы можете задать их бесплатно нашим экспертам с помощью формы ниже.