Наша компания в течение многих лет работает с государственными учреждениями. Зачастую в этом направлении у клиентов возникают интересные ситуации и задачи, и нам приходятся искать, а порой и разрабатывать нестандартные решения.
Не так давно к нам обратился клиент из бюджетной сферы с наболевшей проблемой, связанной с изменениями в плане финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) в 2017 году. Начав искать решение, мы поняли, что данная проблема актуальна для многих наших клиентов-бюджетников. И поэтому решили посвятить этому вопросу целую тему блога. Надеемся, информация окажется для вас полезной.
Для справки
План финансово-хозяйственной деятельности — это значимый внутренний документ любого государственного учреждения, на основании которого строится его финансовая деятельность. ПФХД используют для планирования и реализации доходов и расходов. Необходимость каждого бюджетного учреждения составлять ПФХД и его основные положения закреплены законопроектом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н. 29 августа 2016 года Минфин РФ издал приказ №142. Поправка вносит ряд существенных изменений в процесс составления плана ФХД бюджетного учреждения на 2017 год.
Теперь помимо самого отчета в ПФХД обязательно предоставлять расчеты плановых показателей выплат. Разделы расходов должны быть подробно детализированы. Они должны включать в себя дополнительную информацию:
По новым правилам каждый показатель плана ФХД учреждения, вплоть до цифры должен быть обоснован. Детальные обоснования требуются по следующим видам расходов:
Новые требования значительно усложнили процесс составления плана ФХД учреждения клиента. Специалистам организации теперь требуется вносить и обрабатывать существенно большее количество показателей. Проверки со стороны контролирующих органов становятся более тщательными. Любая ошибка в расчетах может привести к штрафам и проблемам.
Разумеется, можно вести все расчеты в Excel. Но это долго и есть большой риск допустить ошибки, так как придется вносить вручную большое количество данных. Клиенту было важно, чтобы вся работа велась в «1С». Нам требовалось найти эффективное решение, которое позволит учесть все нововведения законодательства и будет иметь широкие возможности для составления и контроля плана ФХД учреждения клиента.
Первым делом мы рассмотрели конфигурацию «Бюджетирование. Дополнение к «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8 ред. 1.0». Но система не подошла под задачи клиента. Все организации по-своему уникальны, и другому клиенту это решение оптимально подходит. Мы рассматриваем конкретный случай из практики.
Посмотрим на примере, как работает программа.
1. Клиенту требовалось составить план доходов и расходов учреждения по расширенным аналитическим разрезам.
Это легко сделать с помощью настраиваемого справочника «Статьи» в программе. В системе можно формировать сметы в разрезе необходимых аналитик и с учетом специфики работы учреждения. (рис. 1)
Рисунок 1
2. Также в организации требовалось собрать информацию о плановых расходах и доходах от структурных подразделений. Как это сделать?
Используем документ «Заявка на расход» для составления плана ФХД учреждения на 2017 год. На рисунке 2 показано, как организуется планирование по схеме «снизу-вверх». Проводится консолидация заявки от конечных подразделений в общий план ФХД учреждения для формирования лимитов.
Рисунок 2
3. С помощью модуля можно контролировать кассовое исполнение обязательств по смете.
Мы предусмотрели отчет «Обязательства и исполнения». Он представляет собой уникальный механизм с возможностью формировать данные по множеству разрезов аналитических показателей. С помощью него можно получить оперативную информацию об исполнении принятых обязательств. (рис. 3)
Рисунок 3
Также доступен отчет «Договора и обязательства». Он позволяет получить краткий отчет о договорах и обязательствах учреждения с группировкой по КВД, КЭК и договору, с указанием суммы договора и суммы обязательства. Общий вид отчета «Договора и обязательства» представлен на рисунке 4:
Рисунок 4
4. Функционал решения позволяет организовать контроль фактических доходов и расходов учреждения в разрезе ее подразделений.
Можно разделить данные плана ФХД учреждения по направлениям деятельности, источникам финансирования и в разрезе конкретного подразделения. Это позволит оперативно отслеживать информацию о доходах и расходах того или иного подразделения. (рис. 5)
Рисунок 5
Теперь требуется вносить и обрабатывать существенно большее количество данных в ПФХД на 2017 год. Проверки со стороны контролирующих органов станут более тщательными. Но не стоит паниковать и опускать руки, ведь любые изменения ведут к лучшему. Новые требования призваны повысить качество финансового планирования в отрасли. И если нет готового решения проблемы, его всегда можно придумать. Или, говоря языком программистов, — разработать.
Если вам нужен модуль для «1С:Бухгалтерии государственного учреждения» или есть вопросы по работе с «1С», вы всегда можете обратиться к нам.