+7 (495) 660-18-12

Антон Толмаков

Антон Борисович – это человек, полностью соответствующий понятию self-made person («сделавший сам себя»), то есть человек, который сам, собственным талантом, упорством и трудом, добился успеха в жизни. А заодно помог добиться успеха многим другим, реализовав свою главную мечту – о собственной компании. Ведь он мечтал именно о такой компании, где каждый сможет найти себя, где каждый сможет работать не просто в коллективе, а в дружной команде единомышленников…

Почти у каждого человека есть мечта, но далеко не у каждого хватает смелости и сил ее осуществить. Антон Борисович Толмаков — из числа «не каждых», тех, кто способен свою идею или мечту воплотить в реальность. Иначе не было бы компании «1С-Архитектор бизнеса» — большого дружного коллектива, одного из лидеров рынка «1С» в России, тысяч решенных проблем клиентов... Итак, мечта создать компанию, дарующую счастье как своим сотрудникам, так и клиентам, — сбылась. Какова цена этого успеха?

***

Вопрос: Антон Борисович, как у вас родилась идея создать компанию, которая связана с информационными технологиями и, в частности, с «1С»?

Антон Толмаков: В конце 1996 года я занимался разработкой баз данных для компаний в различных средах, которые использовали визуальное построение интерфейса (MS Access и Delphi). Познакомившись с «1С», я понял, что могу выполнять ту же работу и решать те же задачи в 10 раз быстрее. Что это значит? В 10 раз быстрее — значит, в 10 раз меньше ошибок кода. Значит, заказчики в 10 раз быстрее получают результат. А раз в 10 раз меньше себестоимость разработки — в сотни или тысячи раз расширяется круг постоянных клиентов. Осознав это, я понял, что ставку надо делать на «1С». И не ошибся. С тех пор «1С» развивается с высокой скоростью, я ни разу не пожалел о выбранной платформе для автоматизации клиентов. На сегодняшний день платформа «1С:Предприятие» — одна из лучших в мире для построения систем автоматизации для нужд и маленьких компаний, и предприятий национальных масштабов.


Вопрос: Тот факт, что вам понравились разработки «1С», еще не означает открытие собственного бизнеса — ведь это огромный риск. Что же вас подтолкнуло к этому решению?

Антон Толмаков: Там, где я работал в то время, к сотрудникам относились не как к членам команды. Поэтому мной овладела идея создать компанию, где к сотрудникам будут относиться уважительно, где можно было бы собрать команду единомышленников, которая будет идти вперед и позволит всем вместе создавать уникальные продукты для клиентов, делая при этом счастливыми и их, и себя. Также потребность в самореализации, интерес — это тоже были мои стимулы не работать где-то, а создавать компанию самому. И уж точно не ради денег. Малый бизнес не дает сразу значимого дохода, и в краткосрочной перспективе (до 5 лет) работа по найму принесла бы мне гораздо больше денег, чем занятие собственным бизнесом.


Можно сказать, что вы в мечтах о собственном деле решили избавиться от потребительского отношения к людям, которое царит во многих компаниях?

Антон Толмаков: В 90-е годы большинство компаний носило в себе остатки корпоративной культуры советских времен, где люди были чем-то второстепенным, где люди работали исключительно за зарплату. В то время было крайне мало компаний, где можно было реализовать себя.


Вопрос: Сколько вам было лет, когда вы решили основать «1С-Архитектор бизнеса»?

Антон Толмаков: 24 года.


Вопрос: Не страшно было? Ведь нужно специальное образование, опыт, связи, деньги, в конце концов.

Антон Толмаков: В 24 года испытываешь гораздо меньше страха. С возрастом приходит больше понимания и мудрости, поэтому сейчас решиться на эту авантюру было бы тяжело (согласно мировой статистике, кстати, 90% компаний закрываются в течение первых пяти лет, и в течение следующих пяти лет — еще 90% от оставшихся), а тогда все казалось по плечу.


Вопрос: И куда вы пошли с идеей создания компании? Какими были первые шаги?

Антон Толмаков: Я полагался только на свой опыт. В компании, где я работал, с моим участием была построена эффективная розничная система продаж. Также у меня был опыт работы в разных компаниях заместителем директора, системным администратором и программистом. Так что компетенций, собранных на предыдущих работах, было достаточно, чтобы открыть свой собственный бизнес — по крайней мере, я принципиальных препятствий не видел. Несколько мешало только отсутствие финансов. Конечно, у меня были кое-какие накопления, но они полностью были съедены банками, которые собирали деньги с населения и активно банкротились с выводом клиентских денег в 90-е. Те деньги, которые были мною накоплены, пропали практически в первый месяц существования компании.


Вопрос: Знаю, что первое время компания состояла практически из вас одного. А помните ли вы вашего первого сотрудника?

Антон Толмаков: Да, месяца 4 я работал один. А потом ко мне присоединился Дмитрий Гришин, который и по сей день работает в «1С-Архитекторе бизнеса». В то время в России практически не существовало Интернета, были только отдельные возможности выхода в сеть. Познакомились мы через сеть Fidonet, которая связывала программистов. Там я опубликовал письмо, что требуются программисты для изучения «1С» с опытом программирования на любом языке. Рынка труда по программистам «1С» тогда не существовало, так что я просто искал хороших программистов.


Вопрос: А кто был первым клиентом?

Антон Толмаков: Первым клиентом была компания, которая занималась продажей пейджеров и сотовых телефонов. И, кстати, так как первым продуктом, который я сам создал на базе «1С», было типовое решение для автоматизации салонов сотовой связи, у нас потом был целый ряд клиентов из этой отрасли, которых мы автоматизировали.


Вопрос: Итак, шло время, компания росла, и в какой-то момент вы стали полноценным руководителем, который не выезжает к клиентам…

Антон Толмаков: Это было где-то через год.


Вопрос: И как вам понравилась эта роль?

Антон Толмаков: Достаточно сложно перестраиваться из состояния полной компетенции, когда ты можешь решить любую задачу клиента, в состояние неполной компетенции, когда как директор ты можешь решать половину задач легко, еще две трети — «сложно, но можно», а с оставшейся частью ты вообще не знаешь, что делать. Поэтому переход от работы исполнителя к работе руководителя порождает колоссальный психологический дискомфорт: ты не можешь решить идеально все задачи, сотрудники и клиенты ожидают четких и быстрых решений, времени не хватает, работаешь по 16-18 часов в сутки без выходных, отпусков, а времени все равно не хватает. При этом сотрудники допускают ошибки, и кажется, что если бы ты был на месте любого из них, результат был бы в десять раз лучше! А так как клонировать себя невозможно, остается всех обучать с нуля: готовых специалистов на рынке нет, люди разные и делают самые невероятные ошибки, которые надо быстро исправлять, чтобы клиент оставался довольным. Все это достаточно сложно, но именно состояние дискомфорта заставляет двигаться вперед.


Вопрос: Не было желания бросить эту работу?

Антон Толмаков: Оно возникало несколько раз. Регулярно проходил через испытания, которые заставляли задумываться: «А надо ли мне все это?» Удерживала всегда ответственность за коллектив. Первый раз у меня случился кризис, когда в компании работало человек 30. В принципе, бросив все, я смог бы легко и быстро трудоустроится, но как же люди, за которых я был ответственен — куда пойдут они? Второй раз это желание появилось, когда в компании работало человек 70. Удивительно, но легче всего компания перенесла кризис 98-го года: он настолько сплотил коллектив, что мы очень быстро перешли из состояния, когда клиенты ничего не хотели, в то состояние, которое позволяло им и нам двигаться вперед.


Вопрос: Во второй половине 2002 года в «1C-Архитекторе бизнеса» начали внедрять CRM, потом получали сертификат ISO. Как вы сегодня оцениваете результаты тех нововведений?

Антон Толмаков: Внедрение CRM и внедрение системы управления качеством, которая позволила получить сертификат ISO 9000, дали колоссальные результаты. Без каких-либо огромных изменений в компании, без расширения штата и клиентской базы нам удалось увеличить объем продаж в 5 раз. Возросла лояльность клиентов, минимальным стало количество негативных отзывов. А еще перестали конфликтовать сотрудники. Потому что благодаря системе качества каждый знал, что переданные им задачи отработают идеально, и уже не надо следить за проектом на других этапах — клиента не забудут, не обидят. Теперь каждый мог спокойно сосредоточиться на своих прямых обязанностях. Так мы перестали терять клиентов из-за человеческого фактора. И в результате получили резкий скачок производительности.
Но и коллектив частично поменялся после нововведений. В основном, среди внедренцев: почти все разгильдяи вынуждены были покинуть работу, так как процесс обслуживания клиентов стал прозрачным, и было видно, кто и как работает. Требования к сотрудникам перестраиваться было принято не всеми. Компания начала быстро меняться.


Вопрос: Вы не жалеете, когда люди уходят из компании?

Антон Толмаков: С хорошими людьми всегда жалко расставаться. Но у всех в сознании есть встроенные циклы. Независимо от того, что происходит вокруг, иногда у них возникает желание все бросить и что-то поменять. Ничего с этим не поделаешь, потому что этот внутренний звоночек звенит у всех и его не утихомирить. У каждого человека он звенит через свой промежуток времени, но подавляющее большинство людей имеет цикл длиной в 2-3 года, именно поэтому бытует мнение, что работу необходимо менять каждые 2 года. Руководитель должен отслеживать эти звоночки и перестраивать работу сотрудника так, чтобы он занимался чем-то новым. Таким образом, можно добиться того, чтобы сотрудники не уходили.
Большинство людей не понимают, что это за неясная жажда перемен их обуяла. Поэтому просто бросают работу и ищут новую, но, по сути, такую же — то есть, не думают сменить занятие, не ищут себя. А ведь очень интересную и совершенно новую работу можно найти, как правило, в той же компании, оставаясь при этом в той же сильной состоявшейся команде, где все тебе знакомы. В «1С-Архитекторе бизнеса» менять свою деятельность могут пока что не все сотрудники, но у лучших есть отличная возможность стать руководителями отделов и даже офисов.


Вопрос: То есть, проблему со «звоночком» все-таки решить можно?

Антон Толмаков: Есть люди, у которых «звоночек» включается гораздо раньше, чем они успевают развиться в профессиональном плане. Вот с такими людьми тяжело, и они чаще всего уходят, причем на такую же работу, просто в другую организацию. Делать так, чтобы людям было интересно работать в одной компании хотя бы десять лет — это высший пилотаж, которому должен учиться каждый руководитель. Мы стараемся развиваться в этом направлении.


Вопрос: Вы где-то учились этому — как управлять человеческими ресурсами, говоря казенным языком?

Антон Толмаков: В 2002 году я и ряд руководителей пошли учиться в бизнес-школу «ЛИНК», многое дал курс МВА, но основные знания приходят с опытом, анализом разных концепций, самообразованием.

Вопрос: Что изменилось лично в вас за эти 13 лет?

Антон Толмаков: Я ощущаю себя человеком, который нашел свое призвание. Работа руководителя, директора — это невероятно сложная и интересная работа, которая дает много радости, позволяет полностью реализоваться. И несмотря на то, что это самая тяжелая работа, с которой я сталкивался в своей жизни, я не жалею, что когда-то выбрал для себя этот путь. В 1997 году мне было жалко расставаться с работой программиста: обязанности руководителя мне казались скучными, тогда как программирование позволяло легким движением руки решать сложнейшие задачи. Да, работа программиста — суперинтересная, но работа директора еще интереснее, причем только по одной причине — она сложнее. Потому что настраивать системы из людей гораздо сложнее, чем программу в компьютере: люди более непредсказуемы. (Улыбается.)


Вопрос: Как вы считаете, удалось ли вам построить ту компанию, где всем сотрудникам комфортно?

Антон Толмаков: Я по натуре перфекционист. Мне всегда мало, хочется еще больше, качественнее. Та задача, которую я ставил перед собой, создавая компанию, оказалась настолько сложной, что теперь я понимаю тех руководителей, которые просто не берутся за нее с самого начала. У нас уже есть результаты построения такой компании, где сотрудники чувствуют, как реализуются их ценности (по крайней мере, те, которые можно реализовать в профессиональной деятельности), где работа делает их чуточку счастливей. И мы не останавливаемся на достигнутом.


Вопрос: Значит, можете поделиться с нами вашими новыми планами?

Антон Толмаков: Исследования на рынке ИТ показывают, что в целом ряде бизнес-процессов конкуренты работают так же хорошо, как и мы. Поэтому одна из главных задач — это построение системы с самыми высокопроизводительными бизнес-процессами. С одной стороны, так мы обеспечим клиентам самый высокий уровень обслуживания. С другой стороны, у сотрудников компании появится понимание, что они не просто работают в лучшей компании мира, а еще могут решать сложнейшие задачи и получать от этого колоссальное удовольствие. Я воспринимаю компанию как поставщика счастья, который делает жизнь клиентов лучше, решая их проблемы. Конечно, это очень сложная задача. Но то, что мы работаем на рынке профессиональных услуг, говорит само за себя: мы приходим решать какие-то проблемы, с которыми люди сами справиться не могут, им очень нужна наша помощь. Мастерство решения сложных и комплексных проблем (и они все время усложняются) с минимальными затратами, построение этого процесса — вот что делает счастливыми всех: и клиентов, и сотрудников. В этом я вижу цель компании. Фактически, ее можно достигать вечно.
Если же смотреть более локально, то одной из главных задач сейчас является перестройка системы продаж. Еще в 2003 году мы построили лучшую в отрасли систему продаж, однако на сегодняшний день наши конкуренты научились работать по схожим схемам, а наша производительность труда не очень-то выросла. Тем не менее, по нашим ожиданиям, производительность можно поднять в 4-5 раз в течение года-полутора. Но это можно сделать только тогда, когда отдел продаж глубоко интегрирован с производством, потому что от продавца зависит количество новых клиентов, а от всей компании в целом — останутся они с нами или нет. За последнее время было проведено несколько консалтинговых исследований узких мест в компании и разработан план по существенному улучшению работы. Реализацией этого плана мы сейчас и занимаемся: делаем компанию еще более притягательной для клиентов и сотрудников. Так что рабочие руки нам нужны. Рады всем, кто хочет купаться в благодарности клиентов и работать в дружной команде единомышленников.

Возврат к списку

Cookie-файлы

На сайте https://www.1ab.ru/ используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если прочитав это сообщение, вы останетесь на нашем сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий.