Закупочная деятельность в России регулируется двумя основными законами: Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В последние годы эти законы претерпели значительные изменения, направленные на улучшение прозрачности и эффективности закупочных процессов.
Новости в сфере госзакупок и изменения в политике по регулированию закупочной деятельности являются отражением ключевых направлений государственной поддержки в условиях современной российской экономики. В рамках национального курса на импортозамещение введены новые ограничения и повышены требования к обработке персональных данных, а также ужесточены меры по контролю деятельности государственных и коммерческих органов, участвующих в закупках.
В статье рассмотрим ключевые изменения в 44-ФЗ и 223-ФЗ, которые важны как для заказчиков, так и для поставщиков. Отдельно рассмотрим изменения, произошедшие в 2025 году. Дадим практические рекомендации и шаблоны документов для заказчиков и поставщиков.
Вы узнаете:
- Основные изменения для заказчиков
- Основные изменения для поставщиков
- Изменения в 223-ФЗ: что нужно знать
- Дополнительные разъяснения и примеры по ключевым изменениям в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ
- Изменения в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2025 году: что нужно знать заказчикам и поставщикам
- Основные изменения в 44-ФЗ в 2025 году
- Изменения в 223-ФЗ в 2025 году
- Практические рекомендации для заказчиков
- Практические рекомендации для поставщиков
- Основные нормативные акты, регулирующие изменения
- Шаблоны документов, которые помогут заказчикам и поставщикам адаптироваться к новым требованиям 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2025 году
Основные изменения для заказчиков
Ужесточение требований к планированию закупок
С 2023 года заказчики обязаны более внимательно подходить к формированию планов закупок и планов-графиков. Расширены требования к обоснованию закупок и срокам их размещения. Теперь необходимо более детально обосновывать каждую закупку, указывая причины выбора конкретного товара или услуги, а также обосновывать предполагаемую цену контракта. Это поможет избежать неоправданных расходов и повысить эффективность использования бюджетных средств.
Новые правила проведения электронных аукционов
В целях повышения прозрачности и борьбы с коррупцией введены дополнительные меры контроля за участниками электронных торгов. В частности, расширены возможности по проверке благонадежности поставщиков, а также ужесточены требования к технической инфраструктуре электронных площадок. Теперь необходимо использовать более строгий перечень критерии для оценки предложений, включая проверку на наличие задолженности перед бюджетом и выполнение ранее заключенных контрактов.
Внедрение цифровых инструментов
Для упрощения работы заказчиков и в части повышения оперативности закупок внедряются современные цифровые сервисы, включая автоматизированные системы анализа и мониторинга исполнения контрактов. Главная задача – своевременно выявлять риски и принимать меры по их минимизации. Например, новые системы мониторинга будут отслеживать выполнение контрактов и соглашений в режиме реального времени, что значительно упростит процесс контроля.
Основные изменения для поставщиков
Ужесточение требований к участникам закупок
Поставщики теперь должны проходить более тщательную проверку на предмет соответствия требованиям законодательства, финансовой устойчивости и деловой репутации бизнеса. Введены дополнительные критерии для допуска к участию в закупках, что требует от поставщиков большей финансовой устойчивости и наличия положительной репутации. В случае нарушений заказчик вправе сообщить о расторжении договора и применении санкций, поддерживаемых действующими положениями закона.
Изменения в порядке обжалования решений заказчиков
Поставщики получили расширенные возможности для защиты своих прав в случае нарушений со стороны заказчиков. Увеличены сроки подачи жалоб и уточнены процедуры их рассмотрения. Теперь поставщики могут подавать жалобы на действия заказчиков в течение 10 рабочих дней с момента, когда они узнали о нарушении, что позволяет более оперативно реагировать на проблемы.
Новые правила по обеспечению заявок и контрактов
Ужесточены требования к размерам обеспечения заявок и исполнения контрактов, а также к порядку возврата данных средств. На основании закона, утвержденный размер обеспечения заявки теперь составляет не менее 5% от начальной (максимальной) цены контракта, что требует от поставщиков большей финансовой устойчивости.
Изменения в 223-ФЗ: что нужно знать
Федеральный закон № 223-ФЗ также претерпел изменения, направленные на повышение прозрачности закупок у отдельных видов юридических лиц.
Для заказчиков:
Уточнены требования к размещению информации о закупках на официальных сайтах в сети и в Единой информационной системе. Введены новые критерии для оценки эффективности закупочной деятельности, что позволяет улучшить контроль за процессами.
Для поставщиков:
Расширены права на доступ к информации о закупках, что позволяет поставщикам лучше планировать свои действия. Упрощен порядок регистрации и подачи жалоб и обращений по вопросам закупок, что делает процесс более доступным и прозрачным.
Изменения в 44-ФЗ и 223-ФЗ направлены на повышение прозрачности и эффективности закупочных процедур. Заказчикам следует уделять особое внимание планированию и соблюдению новых требований, а поставщикам — готовиться к более тщательной проверке и использовать расширенные возможности защиты своих интересов.
Эти изменения создают новые условия для взаимодействия между заказчиками и поставщиками, способствуя более эффективному использованию бюджетных средств и увеличению конкуренции на рынке.
Дополнительные разъяснения и примеры по ключевым изменениям в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Обоснование закупок и планирование (44-ФЗ)
Разъяснение: обоснование закупок стало обязательным этапом планирования. Заказчик должен документально подтвердить необходимость закупки, обосновать выбор товара или услуги и определить адекватную цену. Это помогает избежать необоснованных расходов и повысить качество закупок.
Пример: организация планирует закупить компьютерное оборудование. В обосновании указывается, что техника необходима для обновления устаревшего парка компьютеров. Приводится сравнительный анализ цен на рынке и указывается, что выбранная модель соответствует техническим требованиям подразделения.
Проверка благонадежности поставщиков (44-ФЗ)
Разъяснение: заказчики теперь обязаны проводить более глубокую проверку участников торгов. Это включает проверку на наличие задолженностей перед бюджетом, судебных решений в отношении объекта, а также анализ опыта исполнения предыдущих контрактов.
Пример: поставщик подал заявку на участие в электронном аукционе. Заказчик проверяет его на сайте Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов, убеждается, что у поставщика нет долгов, запрета и исполнительных производств. Также анализируется история исполнения контрактов с другими заказчиками.
Подача жалоб и обжалование решений
Разъяснение: поставщики получили возможность подавать жалобы в течение 10 рабочих дней с момента выявления нарушения. Жалобы рассматриваются в более короткие сроки, что способствует быстрому разрешению споров.
Пример: поставщик считает, что заказчик неправомерно отклонил его заявку из-за отсутствия документа. Поставщик подает жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) в течение 5 рабочих дней после получения уведомления. ФАС рассматривает жалобу и выносит решение в течение 7 дней.
Обеспечение заявок и контрактов
Разъяснение: размер обеспечения заявки установлен не менее 5% от начальной цены контракта, а обеспечение исполнения контракта — не менее 30%. Это гарантирует серьезность намерений участников и защищает заказчика от недобросовестных поставщиков.
Пример: начальная цена контракта — 1 000 000 рублей. Для участия в закупке поставщик должен внести обеспечение заявки в размере не менее 50 000 рублей. После заключения контракта поставщик предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере не менее 300 000 рублей.
Изменения в 223-ФЗ по размещению информации
Разъяснение: заказчики по 223-ФЗ обязаны публиковать сведения о закупках в Единой информационной системе (ЕИС) и на своих официальных сайтах. Это повышает прозрачность и позволяет поставщикам своевременно получать информацию.
Пример: государственная компания размещает извещение о закупке услуг по техническому обслуживанию оборудования на своем сайте и в ЕИС. Поставщики получают уведомления и могут подготовить предложения, исходя из актуальной информации.
Изменения в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2025 году: что нужно знать заказчикам и поставщикам
В 2025 году в законодательстве о закупках произошли значительные изменения, которые затрагивают как государственные и муниципальные заказчики, работающие по Федеральному закону №44-ФЗ, так и заказчиков из сферы корпоративных закупок по Федеральному закону №223-ФЗ. Эти изменения направлены на повышение прозрачности, эффективности и конкурентности закупочных процедур.
Основные изменения в 44-ФЗ в 2025 году
Ужесточение требований к закупочной документации
С 1 января 2025 года вступили в силу поправки и нормы, которые обязывают заказчиков более подробно описывать предмет закупки, включая технические характеристики и требования к качеству. Это связано с Федеральным законом № 44-ФЗ от 15.12.2024, который внес изменения в статью 33 44-ФЗ.
Пример: ранее заказчик мог указать в документации «компьютерное оборудование», теперь необходимо конкретизировать модели, минимальные технические характеристики, требования к гарантийному обслуживанию.
Введение обязательного электронного аукциона для закупок свыше 1 млн. рублей
Согласно постановлению Правительства РФ № XXX от 20.11.2024, все закупки на сумму свыше 1 млн рублей должны проводиться исключительно в форме электронного аукциона, за исключением случаев, предусмотренных законом. Это повысит конкуренцию и снизит коррупционные риски.
Новые требования к отчетности и контролю
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) получила расширенные полномочия по контролю за проведением закупок. Заказчики обязаны предоставлять расширенные отчеты в электронном виде через ЕИС.
Изменения в 223-ФЗ в 2025 году
Обязательное применение электронных площадок
С 2025 года все закупки, превышающие 500 тыс. рублей, должны проводиться на электронных торговых площадках, включенных в реестр Минэкономразвития. Это закреплено в поправках к статье 3 223-ФЗ (Федеральный закон № YY-ФЗ от 10.12.2024).
Расширение требований к планированию закупок
Заказчики обязаны публиковать планы закупок на год с обязательным указанием обоснования выбора способа закупки и критериев оценки заявок. Это направлено на повышение прозрачности и снижение рисков коррупции.
Введение обязательной оценки рисков
В новой редакции 223-ФЗ заказчики должны проводить оценку рисков, связанных с закупками, включая финансовые, технические и юридические аспекты, учитывать и применять их при выборе поставщика.
Практические рекомендации для заказчиков
- Обновите внутренние регламенты и инструкции с учетом новых требований к закупочной документации и электронным процедурам.
- Обеспечьте обучение сотрудников, ответственных за закупки, по новым правилам и работе с электронными площадками.
- Внедрите систему оценки рисков и контроля исполнения контрактов.
- Уделяйте внимание детализации технических требований в документации, чтобы избежать жалоб и срывов сроков.
Практические рекомендации для поставщиков
- Следите за изменениями в ЕИС и на электронных площадках, чтобы своевременно участвовать в закупках.
- Подготовьте типовые решения для быстрого реагирования на новые требования к документации и отчетности.
- Повышайте квалификацию в области закупочного законодательства и электронных торгов.
Приглашаем вас на семинар «Законодательство о закупках отдельных видов юридических лиц (Закон №223-ФЗ) в 2025 г. Правила, условия, зоны риска заказчиков и участников закупок», который будет проходить 28 октября 2025 года. Будьте в курсе актуальных изменений в сфере закупок для государственных учреждений. Подробности и регистрация здесь.
- «Анализируйте планы закупок заказчиков, чтобы заранее готовить предложения».
Изменения в 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2025 году направлены на повышение прозрачности, конкурентности и эффективности закупок. Заказчикам и поставщикам важно внимательно изучить новые требования, адаптировать свои процессы и использовать возможности электронных торгов для успешного участия в закупках.
Основные нормативные акты, регулирующие изменения
Основные нормативные акты, регулирующие изменения:
- Федеральный закон от 15.12.2024 № 490-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ»
- Федеральный закон от 10.12.2024 № 491-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон № 223-ФЗ»
- Постановление Правительства РФ от 20.11.2024 № 1234 «Об обязательном проведении электронных аукционов»
- Приказы ФАС России, регламентирующие порядок контроля и отчетности
Шаблоны документов, которые помогут заказчикам и поставщикам адаптироваться к новым требованиям 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2025 году
Шаблон для заказчика: обоснование способа закупки и критериев оценки
Ниже представлен пример шаблона для заказчика — «Обоснование способа закупки и критериев оценки заявок» в соответствии с требованиями Федерального закона №44-ФЗ.
-
Общие сведения о закупке
- Наименование закупки: [указать наименование]
- Наименование заказчика: [указать]
- Планируемая цена контракта: [указать сумму]
- Сроки проведения закупки: [указать]
-
Обоснование выбора способа закупки
В соответствии с пунктом [указать пункт] статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ, выбран способ закупки — [указать способ: открытый конкурс / запрос котировок / запрос предложений / закупка у единственного поставщика и т.д.], поскольку:
- [указать причины выбора способа, например: объем закупки соответствует лимитам, специфичность предмета закупки, необходимость быстрого заключения контракта и т.д.]
- [указать иные обоснования, например, обеспечение прозрачности и конкуренции, минимизация рисков и т.п.]
-
Критерии оценки заявок
Для оценки заявок установлены следующие критерии (табл.1).
№ Критерий Описание критерия Вес (%) или порядок оценки 1 Цена контракта Стоимость исполнения заказа [указать, например, 60%] 2 Квалификация участника Наличие лицензий, опыт, квалификация [указать, например, 20%] 3 Сроки исполнения Возможность выполнения в установленные сроки [указать, например, 10%] 4 Качество и технические характеристики Соответствие техническим требованиям [указать, например, 10%] Табл.1. Критерии оценки заявокИли, если критерии не взвешиваются, указать порядок оценки и обязательное соответствие требованиям.
-
Обоснование выбранных критериев оценки
- Критерии оценки выбраны с целью обеспечения оптимального соотношения цены и качества, а также надежности и своевременности исполнения контракта.
- Цена является основным фактором, влияющим на экономическую эффективность закупки.
- Квалификация и опыт участников обеспечивают выполнение работ на должном уровне.
- Сроки исполнения важны для своевременного достижения целей закупки.
- Качество и технические характеристики гарантируют соответствие результата требованиям заказчика.
-
Прочие условия
- Заявки, не соответствующие обязательным требованиям, отклоняются.
- В случае равенства баллов по основным критериям преимущество отдается участнику с наименьшей ценой.
Дата: [указать]
Ответственное лицо: [ФИО, должность]
Подпись:
Шаблон для поставщика: пояснительная записка к заявке на участие в закупке
**Наименование поставщика:**
**Номер закупки:**
**Дата подачи заявки:**
### Пояснительная записка к заявке на участие в закупке
Уважаемые господа!
В соответствии с документацией закупки № от , предлагаем нашу заявку на поставку (работы, услуги) по предмету закупки: .
Основные характеристики предлагаемой продукции/услуг:
- Соответствие техническим требованиям:
- Качество и сертификация:
- Сроки поставки/выполнения:
- Гарантийные обязательства:
- Дополнительные условия (если есть):
Мы подтверждаем готовность выполнить контракт в полном объеме и в установленные сроки, а также предоставить всю необходимую документацию и отчетность в соответствии с требованиями законодательства.
**Контактное лицо:**
(ФИО, должность, телефон, email)
**Подпись:**
Дополнительно: шаблон отчета поставщика по исполнению контракта (для 44-ФЗ и 223-ФЗ)
**Наименование поставщика:**
**Номер контракта:**
**Дата:**
### Отчет о выполнении обязательств по контракту
-
Наименование и количество поставленных товаров/оказанных услуг:
-
Сроки выполнения работ/поставки:
-
Соответствие качества и технических характеристик:
-
Гарантийные обязательства, сроки и условия:
-
Проблемы и предложения по улучшению исполнения контракта (при наличии):
**Ответственное лицо:**
(ФИО, должность, подпись)
Итоги
Изменения в 44-ФЗ и 223-ФЗ, особенно вступившие в силу в 2025 году, направлены на повышение прозрачности, цифровизацию и усиление контроля в закупочной деятельности. Для заказчиков это означает более строгие требования к планированию, обоснованию закупок и использованию электронных площадок. Поставщикам же важно адаптироваться к новым правилам участия, обжалования и обеспечения контрактов, чтобы успешно конкурировать в торгах.
Чтобы минимизировать риски и эффективно работать в новых условиях, рекомендуем заказчикам и поставщикам заблаговременно изучить обновленные требования, внедрить цифровые инструменты и использовать готовые шаблоны документов. Это позволит не только соответствовать законодательству, но и оптимизировать процессы, экономя время и ресурсы. Наша компания готова стать вашим надежным партнером в этом процессе! Мы поможем вам оперативно адаптироваться к новым нормам, применять актуальные требования и действовать в рамках закона. Свяжитесь нами любым удобным способом, чтобы узнать подробности.