Бухгалтерский учет – это непрерывный и систематизированный процесс по отражению хозяйственной деятельности компании в документальном виде, облегчающий управление производством, начисление и оплату налогов, труда сотрудников и других платежей. Обязанность за ведение бухучета возлагается на ответственное лицо – руководителя организации или частного предпринимателя.
В статье кратко и понятно расскажем о целях и задачах бухгалтерского учета, вопросах его регулирования, принципах ведения бухучета, а также рассмотрим программы «1С» для его автоматизации.
Вы узнаете:
- Цели и задачи бухгалтерского учета
- Регулирование бухучета
- Принципы бухгалтерского учета
- Объекты бухгалтерского учета: что отражать при учете
- Причины необходимости ведения бухучета
- Основополагающие принципы бухгалтерского учета
- Если бухучет не ведется
- Где брать данные: первичные документы бухучета
- Как вести бухучет: двойная запись и бухгалтерские проводки. Разбираем на примере
- Какие есть формы бухгалтерской отчетности
- Как организовать бухгалтерский учет в компании
- Программы для автоматизации бухучета
- «1С:Бухгалтерия 8»
Цели и задачи бухгалтерского учета
Целью бухгалтерского учета для директора является формирование полной картины деятельности компании при принятии управленческих решений. Благодаря бухучету можно составить аналитическую оценку о динамике работы компании, найти сведения о финансовом положении.
Бухучет помогает решить следующие задачи:
- определить внутрихозяйственные резервы для повышения финансового состояния компании;
- минимизировать риски отрицательных показателей производственной деятельности;
- контролировать движение денежных средств и наличие обязательств, в том числе имущества;
- учитывать законодательные нормы в процессе деятельности;
- координировать использование финансовых, материальных, трудовых ресурсов;
- представлять собственникам объективную, достоверную, систематизированную информацию.
Регулирование бухучета
В России два основных документа регулируют единые требования ведения учета в бухгалтерии:
- положение «О ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» от 29 июля 1998 года;
- Федеральный закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года, в новой редакции.
Помимо этого, регулирование бухучета ведется:
- федеральными стандартами – формируют общие требования к учету, порядок и способов ведения;
- отраслевыми стандартами – можно использовать специфику применения ФСБУ в разных сферах, например, в пищевой промышленности.
Компания самостоятельно утверждает и применяет на добровольной основе рекомендации и собственные стандарты (рис.1). Первые созданы для определения порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, к примеру, для обеспечения работы бухгалтерии.

Собственные стандарты бухучета компании упорядочивают ведение бухучета в отдельной компании. Также существуют Международные стандарты финансовой отчетности. В составленных по правилам МФСО отчетах содержатся показатели финансового положения компании, к примеру, выручка, чистая прибыль, убытки и др.
Объекты бухгалтерского учета: что отражать при учете
Организация бухгалтерского учета – это процесс сбора, документирования, систематизации сведений о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Сведения получают об объектах учета, к которым относятся (ст.5 №402 – ФЗ):
- факты хозяйственной жизни: к примеру, сделки или операции, влияющие на экономические показатели субъекта;
- активы: то, что содержит рост экономики: недвижимость, нераспроданная продукция, оборудование, автомобили, долги покупателей;
- обязательства: к примеру, кредитные, авансовые, задолженности перед поставщиками;
- источники финансирования: деньги, используемые для работы – уставной капитал, выручка от продажи имущества, отчисления на амортизацию;
- доходы: заработанные денежные средства;
- расходы: потраченные деньги на аренду, зарплату, закупку товара, налогообложение;
- иные объекты в случае, если это установлено ФСБУ (рис.2).

Объекты отражаются в бухгалтерских проводках, после на этом основании составляется бухгалтерская отчетность.
Основополагающие принципы бухгалтерского учета
Для проведения бухгалтерского учета требуются пунктуальность и безошибочность.
Ключевые принципы бухгалтерского учета:
- двойная запись: способ ведения бухучета, при котором каждое изменение финансового состояния организации отражается на двух бухгалтерских счетах;
- автономность: каждая организации должна существовать как самостоятельное юридическое лицо, поэтому следует вести бухгалтерский учет имущества, непосредственно принадлежащего конкретной компании;
- достоверность: оформлению и регистрации подлежат хозяйственные операции на каждом этапе, с подтверждением соответствующими реквизитами;
- непрерывность и обязательность: ведение бухучета с даты государственной регистрации до момента прекращения компанией своей деятельности;
- начисление: отражение операций за тот период времени, когда они производятся вне зависимости получения фактических денежных потоков;
- периодичность: регулярное составление бухгалтерского баланса и отчетов за месяц, квартал, полугодие и т.д.;
- конфиденциальность: за разглашение коммерческой тайны по закону предусмотрена ответственность;
- хранение: минимальный срок хранения первичных документов составляет 5 лет;
- соответствие: регулярная сверка фактических активов и обязательств с отраженными в бухучете данными (составление оборотно-сальдовых ведомостей, инвентаризация запасов);
- денежное измерение объектов бухучета: может быть только в валюте РФ;
- действующая организация: компания стабильно функционирует на рынке и своевременно погашение принятые обязательства перед контрагентами (рис.3).

Указанные принципы бухгалтерского учета для возникновения и развития бизнеса также часто именуются «допущениями».
Причины необходимости ведения бухучета
Многие задаются вопросом – для чего нужен бухгалтерский учет? Главная причина состоит в соблюдении законодательства. Иными словами, ведение финансово-хозяйственной деятельности согласно букве закона.
Если бухучет не ведется
При несоблюдении организационно правовых нормативов руководитель будет привлечен к административной ответственности:
- за неисполнение условий передачи налоговым органам фискальных сведений об организации за указанный период времени;
- за полное или частичное нарушение по ведению и передаче бухучета, хранению документов и их сроков.
За каждый выявленный случай на должностное лицо налагается штраф.
Где брать данные: первичные документы бухучета
Первичные документы заверяют факты хозяйственной деятельности предприятия. По закону запрещено проводить записи по бухгалтерским счетам без подтверждающих документов. Перечень первички в разных компаниях может различаться. При этом есть документы, обязательные для всех налогоплательщиков:
- акты приема-передачи объекта или услуги;
- акты проделанной работы или введения в эксплуатацию;
- накладные по передаче товара от одной компании к другой;
- выписки по банковским счетам, подтверждающие расчет;
- чеки или приходные кассовые ордера.
По форме первичные документы можно вести в бумажном и электронном виде.
Важно! Электронный документ нужно подписывать электронной подписью со стороны покупателя и продавца. Электронный документ, подписанный в одностороннем порядке, не имеет юридической силы.
«1С-ЭДО» – это удобная и функциональная система электронного документооборота. Позволяет мгновенно обмениваться юридически значимыми документами через Интернет. Они будут защищены квалифицированной электронной подписью, которая имеет юридическую силу.
Подключиться к сервису «1С-ЭДО» из программы «1С» можно самостоятельно и бесплатно. Или просто свяжитесь с нами — специалисты сделают это за вас.
Настроят «1С-ЭДО», помогут с получением сертификата электронной подписи и обучат пользователей.
Как вести бухучет: двойная запись и бухгалтерские проводки. Разбираем на примере
Каждая операция документируется и отражается на счетах бухгалтерского учета. Далее объекты учета группируются и переводятся в денежный эквивалент. Схематически счет представлен двусторонней таблицей – слева Дт (получатели средств), справа Кт (источники средств). Основы бухгалтерского учета – это бухгалтерские проводки двойной записью.
Пример:
Дата | Операция | Дт | Кд | Сумма |
---|---|---|---|---|
20.02 |
Поступление запасов |
Запасы |
Кредиторская задолженность |
3000 |
25.02 |
Продажа запасов (получение выручки) Продажа запасов (списание со склада) |
Дебиторская задолженность Себестоимость |
Выручка Запасы |
4000 3000 |
Из таблицы видно, что товар поступил на склад по цене 300 рублей и компания обязана его оплатить. После продажи образовалась выручка. Итогом стала двойная запись: Дт – дебиторская задолженность – Кр – выручка 4000 рублей. Также отчетность отражает списание товара и его себестоимость в сформированной проводке: Дт – себестоимость – Кт – запасы в размере 3000 рублей.
Таким образом, с помощью бухгалтерских проводок мы видим, как изменилась финансовая ситуация, – вот для чего нужна бухгалтерия.
Какие есть формы бухгалтерской отчетности
Применяются полный и упрощенный состав. В полном бухгалтеры оформляют пять форм отчетности:
- бухгалтерский баланс: состоит из актива и пассива, итоговые суммы этих разделов должны быть равными;
- финансовый отчет: отражает сведения о финансовых результатах за отчетный период, его составляют нарастающим итогом с начала года – к показателям текущего периода добавляют предыдущие показатели;
- отчет о движении денежных средств: показывает все денежные поступления и платежи за отчетный период по видам деятельности;
- отчет о движении капитала: отражает изменение собственного капитала за отчетный период;
- пояснения: расшифровка отдельных строчек отчетности.
Формы отчетности взаимосвязаны друг с другом, основу составляют бухгалтерские счета.
Как организовать бухгалтерский учет в компании
После регистрации компании руководитель обязан утвердить организацию ведения бухгалтерского учета на предприятии. Он имеет право выбрать форму и оформление документов. В ИП позволяется вести бухучет руководителю или бухгалтеру. В ООО имеется аппарат бухгалтерии. Также практикуется передача полномочий по договору оказания услуг специализированным фирмам.
Есть всего две формы бухучета:
- обычная: для среднего и крупного предпринимательства с выполнением ПБУ и федеральных стандартов;
- упрощенная бухгалтерия: для малого бизнеса, некоммерческих фондов с учредителями, закрепляется нормативными правилами в учетной политике с группировкой объектов бухучета (рис.4).

Компания сама решает, как вести упрощенный бухучет.
Программы для автоматизации бухучета
На сегодняшний день разработано множество программ ведения бухучета как платных, так и бесплатных. Для удобства пользователей открыта подписка на онлайн-офисы с доступом в «облако». Автоматизированные программы подойдут профессиональным бухгалтерам и новичкам – достаточно знать основы бухгалтерского учета для начинающих.

«1С:Бухгалтерия 8»
Самая популярная бухгалтерская программа в России. Полностью автоматизирует бухгалтерский, налоговый учет и сдачу отчетности. Программа автоматизирует все виды учета в коммерческих предприятиях и легко настраивается под особенности бизнеса. Также в системе можно вести учет деятельности, облагаемой ЕНВД, учет доходов и расходов индивидуальных предпринимателей – плательщиков НДФЛ, учет по упрощенной системе налогообложения и другие.
«1С:Упрощенка 8»
1С:Упрощенка 8» подходит для автоматизации учета в компаниях, использующих упрощенную систему налогообложения. Программа преднастроена для максимально простого и комфортного ведения бухгалтерского и налогового учета . Для контроля над бюджетом организации с помощью «1С:Упрощенка 8» не нужно особых навыков: интерфейс интуитивный, в нем исключено все «лишнее», а в части налогового учета только то, что необходимо для расчета по единому налогу.
«1С:Бухгалтерия Базовая версия»
«1С:Бухгалтерия 8. Базовая версия» — это универсальное решение для автоматизации бухгалтерского, налогового учета и подготовки отчетности. Созданная фирмой «1С», «1С:Бухгалтерия» является самой популярной программой в России. Уже более 30 лет облегчает работу бухгалтера.
Базовая бухгалтерия оптимальна для небольших организаций, в которых с программой работает один сотрудник и которым не требуется доработка типовой конфигурации. «1С:Бухгалтерия 8. Базовая версия» подойдет для индивидуальных предпринимателей, применяющих общую или упрощенную систему налогообложения (упрощенка).
«1С:Бухгалтерия ПРОФ»
«1С:Бухгалтерия 8 ПРОФ» — решение для стабильного и растущего бизнеса. С помощью программы вы сможете решить все задачи регламентированного, налогового и бухгалтерского учета, стоящие перед бухгалтерией предприятия.
«1С:Бухгалтерия КОРП»
«1С:Бухгалтерия КОРП 3.0» – версия программы «1С:Бухгалтерия» с самыми широкими функциональными возможностями. Оптимально подойдет крупным компаниям со сложной организационной структурой, имеющим обособленные подразделения. В программе предусмотрен сквозной учет в разрезе подразделений: как выделенных, так и не выделенных на отдельный баланс. Есть возможность ведения учета доходов и расходов, а также фактической прибыли по каждому обособленному подразделению отдельно.
«1С:Бухгалтерия КОРП МСФО»
«1С:Бухгалтерия КОРП МСФО» – специализированное решение для автоматизации бухгалтерского, налогового учета и учета по МСФО предприятий, не имеющих дочерних обществ.
Программный продукт расширяет линейку типовых решений фирмы «1С», созданных для ведения учета и формирования отчетности МСФО.
Эти и другие программы для автоматизации бухгалтерского учета вы можете купить в нашей компании с бесплатной доставкой по Москве. Позвоните нам по номеру +7 495 660-18-12 или закажите обратный звонок с помощью формы ниже.
Наши менеджеры проконсультируют вас по всем вопросам и помогут подобрать решение «1С» под задачи вашей компании.
Подведем итоги
Итак, с помощью бухгалтерского учета формируется наиболее полная и достоверная информация о финансовом положении компании. Опираясь на эти сведения, можно контролировать целесообразность хозяйственных операций, применение материально-финансовых ресурсов для эффективной деятельности компании. Важно доверить ведение бухучета компетентному бухгалтеру. Режим многозадачности и большой объем работы предполагает автоматизацию бухгалтерских процессов.
Наиболее популярной в России считается «1С:Бухгалтерия» – программа автоматизации налогового и бухгалтерского учета. «1С:Бухгалтерия» подходит для разноотраслевого предпринимательства любых масштабов. В небольших компаниях с помощью программы можно вести бухучет без бухгалтера.
Разные версии «1С:Бухгалтерия» различаются функциональностью. ПРОФ и КОРП можно доработать добавочными функциями для выполнения управленческих задач. Работа с программой не требует специальных знаний. Экономия времени и комфорт позволяет вести учет одновременно нескольких компаний, в том числе в облаке и мобильном приложении.
Получить консультацию, уточнить цены и заказать нужные решения можно у специалистов«1С-Архитектора бизнеса». Свяжитесь с нами любым удобным для вас способом.