В процессе своего развития многие предприятия сталкиваются с необходимостью менять (реорганизовывать) свою юридическую структуру. Так, при росте бизнеса создаются новые юридические лица, образуя холдинг. А если бизнес готовится к продаже, может возникнуть обратная задача – преобразовать холдинг в одно юридическое лицо. Такие манипуляции с юридической структурой компании всегда затрагивают бухгалтерию, так как непосредственно влияют на взаимодействие компании с налоговыми органами. В результате становится необходимой модернизация существующей ИТ-системы компании. Или, как вариант, данную реорганизацию юридической структуры нужно проводить одновременно с внедрением новой автоматизированной системы управления компанией. Какой же системе автоматизации по силам выдержать это превращение, да еще таким образом, чтобы учет не слишком утяжелился?
Начнем с того, что разберем варианты юридической структуры компании. Здесь возможны три варианта:
При преобразовании холдинга в одно юридическое лицо последний вариант с разделением филиалов и балансов предпочтительнее объединения в одну организацию с одним балансом, если:
При этом необходимо добавить, что, если первое условие определяет обособленность подразделений, только соблюдение второго условия позволит вести отдельные балансы по обособленным подразделениям. Практика показывает, что отдельные балансы организация ведет в тех случаях, когда в каждом филиале работает достаточно большое количество сотрудников, и каждый филиал является отдельной структурной единицей, осуществляющей полный цикл какого-либо бизнес-процесса (например, завод, крупный склад-терминал и т.п.).
Исходя из всего вышесказанного, очевидно, что третий вариант организации юридической структуры свойственен для крупных территориально-распределенных торгово-промышленных компаний. Конечно, если говорить о системах автоматизации на базе «1С:Предприятие», наиболее оптимальной конфигурацией для подобных компаний является «1С:Управление производственным предприятием» («УПП»). Однако...
Дело в том, что в «УПП» реализованы только первые два варианта — одно юридическое лицо с единым балансом и несколько юридических лиц, для каждого из которых ведется отдельный баланс. Третий вариант (одно юридическое лицо, но несколько балансов) пока реализован только в последнем продукте «1С» — конфигурации «Бухгалтерия КОРП», которая значительно уступает «УПП» в функциональности.
Таким образом, до настоящего времени компании с филиалами с выделенными балансами могли либо отказываться от продукции фирмы «1С», чтобы использовать программные продукты других производителей (что увеличивает стоимость внедрения и поддержки АСУ в десятки раз), либо обращаться к компании-интегратору для доработки «УПП». Анализируя подобные доработки, необходимо отметить, что в основе у них лежит одна общая стереотипная установка.
Для обмена между филиалами товарно-материальными ценностями (ТМЦ), основными средствами и затратами в конфигурации создается новый объект – документ «Авизо» (либо пара «Авизо входящее» — «Авизо исходящее»), делающий при проведении соответствующие проводки через 79-й счет и движения по всем регистрам, связанным с бухгалтерским и налоговым учетом. На первый взгляд, достаточно простое и ясное решение. Однако при реализации данного подхода становится ясно, что это решение влечет значительные переделки почти всех ключевых подсистем «УПП», особенно следующих: управление затратами (расчет себестоимости), основные средства, НДС.
Данные доработки сильно изменяют конфигурацию, существенно увеличивают затраты на внедрение и весьма утяжеляют дальнейшее содержание системы. Фактически конфигурация становится уникальной, и обновляться на стандартные релизы фирмы «1С» становится невозможно. В этом случае компания вынуждена содержать свою службу поддержки либо вкладывать значительные средства в аутсорсинг.
Однако, кроме технических проблем, данное решение содержит еще и ряд концептуальных «мин».
Первая «мина». Для перемещений различных видов объектов из разных подсистем учета (товарно-материальные ценности, основные средства, затраты) используется один и тот же документ «Авизо». Это противоречит базовым установкам «1С», потому что в стандарте для разных подсистем учета используются различные документы: например, «Перемещение товаров», «Перемещение ОС», «Корректировка прочих затрат». Использование одного документа для разных подсистем учета значительно усложняет работу пользователей и увеличивает вероятность ошибок.
Вторая «мина». Возрастают трудозатраты (и, соответственно, количество занятых бухгалтеров) на анализ 79-го счета и его баланса между обособленными подразделениями. Возрастает и вероятность ошибок. Для каждого филиала необходимо выполнять все регламентные операции по закрытию месяца и, соответственно, переделывать их, если обнаруживается дисбаланс 79-го счета между филиалами. Общий баланс компании получается путем суммирования балансов всех подразделений, что также содержит определенную сложность для подготовки регламентированной отчетности.
Третья «мина». Возникают ограничения в работе служб закупки и продаж. Как известно, обычно продажи осуществляются от компании в целом (то есть, от юридического лица). В разбираемом нами случае каждый контрагент через договор привязывается к отдельному филиалу. В ряде случаев это условие может очень сильно осложнить работу менеджеров. Например, если одна и та же продукция производится в различных филиалах и отгружается клиенту непосредственно с этих филиалов. Либо один и тот же поставщик оказывает услуги разным филиалам. В этих случаях требуются дополнительные действия в системе, не связанные непосредственно с продажей (покупкой) и утяжеляющие бизнес-процесс.
Можно ли избежать указанных проблем? Да, если отойти от стереотипной установки. Так, предлагается следующее решение.
В систему помимо филиалов (нижний уровень) в справочник «Организации» вносится сама компания (верхний уровень). Структура подразделений данной компании является объединением структур всех филиалов. Разрабатывается модуль, который все движения бухгалтерских и налоговых регистров дублирует с нижнего на верхний уровень и наоборот. Таким образом, фактически в системе при проведении первичных документов ведется баланс как всех филиалов, так и компании в целом. При этом, если первичный документ связан с перемещением из подразделения одного филиала в подразделение другого филиала, на нижнем уровне автоматически создается пара проводок с корреспонденцией через 79-й счет.
Основные преимущества подобного подхода:
Помимо указанных преимуществ, необходимо еще отметить и гораздо меньшие трудозатраты на внедрение данного решения в конфигурацию «УПП» по сравнению со стандартным подходом, а также на дальнейшую поддержку системы, что, соответственно, значительно снижает конечные финансовые затраты.
При выборе программного комплекса для создания автоматизированной системы управления бизнесом компании необходимо учитывать целый спектр достоинств и ограничений. Описанное в данной статье решение, несомненно, является дополнительным аргументом в пользу приобретения конфигурации «1С:Управление производственным предприятием». Ведь, как мы видим, гибкость платформы «1С:Предприятие» и умение найти нужный подход помогают реализовать в этой системе практически любые нюансы управления производственным предприятием. И опытные специалисты компании «1С-Архитектор бизнеса» готовы вам это доказать!
Если вас интересуют статьи на тему автоматизации "1С" рекомендуем посетить наш Блог.
Получить консультацию, уточнить цены и заказать решение можно у специалистов «1С-Архитектора бизнеса». Свяжитесь с нами по телефону, e-mail или закажите обратный звонок.