2002 год
Финансовая газета, №40
Рынок строительных материалов переживает бум. Сезонное стопроцентное увеличение спроса на отдельные группы товаров накладывается на долгосрочный тренд расширения рынка, связанный с общим ростом благосостояния общества.
В разных регионах эта тенденция проявляется с различной силой. Но даже там, где спрос вырос в небольшой степени, компании, торгующие строительными и отделочными материалами, почувствовали твердую почву под ногами, обрели ту минимальную степень уверенности, которая позволяет заниматься долгосрочным планированием.
В то же время этот счастливый период, по-видимому, заканчивается. Возрастает активность конкурентов и появляется необходимость в оптимизации деятельности компании с целью повышения ее эффективности.
Экстенсивные способы увеличения доходности торговли теперь необходимо сочетать с интенсивными - повышением производительности труда, оптимальным использованием торговых и складских площадей, транспорта, экономией времени и средств на рутинных операциях. Комплексным средством решения этих задач является автоматизированная система управления предприятием.
Весной этого года компания 1-й Архитектор бизнеса (1С:Франчайзи, г. Москва) выпустила конфигурацию АБ: Строительные материалы 7.7. Этот программный продукт в большей степени адресован предприятиям, ведущим оптовую торговлю строительными и отделочными материалами, но может использоваться также и розничными продавцами. Для работы конфигурации необходимо наличие компоненты Оперативный учет.
Конфигурация разработана в предположении, что торговая компания состоит из двух фирм. При этом фирма А покупает товар и передает его на комиссию в фирму В, которая собственно и занимается его продажей. В программном продукте реализовано проведение всех типовых учетных операций и отражены специфические черты торговли строительными материалами.
Рассмотрим далее некоторые специальные возможности конфигурации.
Учет товаров
Торговля строительными материалами - это, прежде всего, повышенная сложность
учета товаров. Товар может быть собственно товаром какого-либо наименования,
комплектом (функционально единым товаром, состоящим из некоторого количества
комплектующих, продажа которых отдельно друг от друга не имеет смысла)
и услугой (например, доставка).
Для оперативного учета товаров различного вида в справочнике Номенклатура
предусмотрен реквизит Вид товара, который может принимать значения
Товар, Комплект, или Услуга.
В торговле строительными материалами очень важны сведения о расцветке,
текстуре и других внешних свойствах товара. Предположим, в информационной
базе содержатся сведения о наличии на складе 100 штук пластикового листа,
но не указано, что это пять комплектов листов разного цвета. В этом случае
при обслуживании клиента, желающего приобрести всю партию для проведения
работ на одном объекте, может возникнуть недоразумение, так как заказчик
ожидает получить листы одного цвета. Отсутствие внешних характеристик
товара в базе создает трудности также при работе с поставщиками и дилерами,
расчете запасов. Для того чтобы различать товары разных расцветок и текстур
у карточки товара в справочнике Номенклатура предназначена закладка
Цвета.
В конфигурации реализована возможность исчисления одного товара в разных
единицах. Список единиц измерения вводится на закладку Единицы
карточки товара. Каждый товар обязательно имеет две единицы измерения
- базовую и единицу учета. Цены на товар вводятся для базовой
единицы измерения. Единица учета - это минимальная единица измерения товара,
до которой происходит округление количества товара, в случае если оно
окажется дробным. Именно в единицах учета хранится остаток товара на складе.
Товар может иметь четыре цены - приходную, розничную, мелкооптовую и оптовую.
Предполагается, что в справочнике товаров всегда хранятся значения цен
на товары с учетом НДС. При описании товара можно указать два значения
валюты - валюту покупки и валюту продажи товара.
Сезонный характер торговли диктует необходимость сезонных скидок на определенные виды товара. Для предоставления клиентам скидок в расходных накладных предусмотрены соответствующие реквизиты.
Учет торговых операций
Оптовая торговля строительными материалами складывается из операций с
поставщиками, дилерами и покупателями для собственных нужд. Для регистрации
торговых операций и ведения оперативного учета в конфигурации предусмотрены
все необходимые документы. Это расходные и приходные накладные различных
видов (обычная, кредит, комиссия), счета, акты возврата от покупателя
и поставщику и т.д.
Торговля товарами производится на складах (в магазинах) компании. По каждому складу ведется учет остатков и стоимости товаров. Для каждого товара заложена минимальная норма прибыли. При попытке менеджера реализовать товар с нарушением нормы операция блокируется. Списание товара при продаже выполняется по средневзвешенной стоимости. При выписке счетов товары могут резервироваться на определенный срок, который измеряется в рабочих днях.
При продаже возможна выписка документов на товар, которого нет на складе (предварительная продажа), с отгрузкой этого товара по мере поступления. Другими словами существует Офисный склад, с которого производится предварительная продажа и Реальный склад, с которого фактически происходит отгрузка.
Интересная возможность конфигурации - продажа со склада партнера на условиях комиссии. Расходная накладная оформляется на товар, который находится на складе партнера. При этом товар отправляется к покупателю по прямой от партнера. Возникшие взаиморасчеты между продавцом, партнером-посредником и покупателем корректно отражаются в информационной базе.
Учет наличных и безналичных денежных средств в конфигурации ведется раздельно.
Предусмотрен учет прибыли как по отгрузке, так и по оплате.
В конфигурации реализованы режимы показа списков неоплаченных накладных
и накладных, по которым товар не отгружен. По желанию пользователя эти
списки могут быть сформированы при входе в систему.
Помимо основных видов документов в конфигурации предусмотрены документы для оформления вспомогательных операций, а также облегчающие процесс начала эксплуатации системы. Это документы Перемещение, Выписка, Снятие товаров с резервирования, Доверенность, Счет-фактура, Ввод остатков товаров и другие.
Контрагенты: поставщики, дилеры, клиенты
Ценовой режим работы с отдельным заказчиком (поставщиком) на практике
зависит от многих факторов - срока сотрудничества, средней величины закупок,
формы оплаты и вывоза товара и т.д. Индивидуальное сочетание этих и других
факторов определяет отпускную и закупочную цену товаров для каждого контрагента.
Для управления ценовым режимом работы на карточке контрагента в справочнике
Контрагенты имеется закладка Спец цены. На этой закладке
можно ввести наименования товаров и цены на них, действительные только
для данного контрагента. В дальнейшем при оформлении очередной торговой
операции с этим контрагентом система автоматически учтет эту информацию.
Информационные срезы
Важное свойство автоматизированной системы учета -
наличие набора отчетов, позволяющих создать точное представление о состоянии
предприятия в любой промежуток времени.
Конфигурация АБ:Строительные материалы 7.7 содержит следующие отчеты - Остатки товаров на складах, Материальная ведомость движения товаров, Отчет по кассе, Отчет по банку, Взаиморасчеты с клиентами, Прибыль в разрезе менеджеров, Отчет по прибыли и другие. Конфигурация АБ:Строительные материалы 7.7 получила от фирмы 1С сертификат Совместимо! Система программ 1С: Предприятие.
Дополнительную информацию об этом программном продукте можно получить на WEB сайте разработчика по адресу 1ab.ru.
Если вас интересуют статьи на тему автоматизации "1С" рекомендуем посетить наш Блог.
Получить консультацию, уточнить цены и заказать решение можно у специалистов «1С-Архитектора бизнеса». Свяжитесь с нами по телефону, e-mail или закажите обратный звонок.