С 15 января 2024 года маркировка пива в системе Честный ЗНАК становится обязательной для всей пивной индустрии. Маркировка вводилась поэтапно, чтобы облегчить юридическую и маркетинговую нагрузку на малый бизнес и производство. Требования закона коснутся как производителей, так и розничных продавцов. Всем участникам оборота пива и слабоалкогольных напитков необходимо зарегистрироваться в системе, создать личный кабинет, провести инвентаризацию остатков товара, настроить учетные системы и начать работу с кодами маркировки.
Теперь, если продавец не наносит маркировку на свою алкогольную продукцию, ему грозит штраф или полное прекращение деятельности торговой точки. В статье мы расскажем все, что нужно знать участникам оборота пивной продукции о подготовке и работе с маркировкой в системе Честный ЗНАК.
Вы узнаете:
Маркировка – это процесс нанесения специального кода на каждую единицу товара. Код содержит информацию о производителе, дате изготовления, сроке годности и других важных параметрах. Он позволяет отслеживать движение продукции от производителя до конечного потребителя, а также контролировать качество и безопасность товара. Это важный шаг для борьбы с контрафактной продукцией и обеспечения безопасности покупателей.
В чем смысл маркировки пива? Организация «Общественная потребительская инициатива» провела исследование, которое показало, что около 16% проверенных ими образцов пивоваренной продукции произведены с нарушениями. Отсюда можно сделать вывод, что доля подделок на рынке пива все еще достаточно высока.
Внедрение обязательной маркировки пива и слабоалкогольных продуктов позволит государству усилить контроль в отрасли, свести к минимуму число нелегальных производителей и увеличить тем самым прибыль честного бизнеса. Важно понимать, что это не только требование законодательства, но и забота о потребителе, который должен быть уверен в качестве и безопасности приобретаемой продукции.
Подделки алкоголя могут нанести непоправимый вред здоровью. Оригинальный маркировочный код, нанесенный на упаковку, – это гарантия подлинности и качества товара.
Подзаконные акты, регулирующие маркировку пива:
Как мы уже писали выше, маркировка пива вводилась поэтапно с января 2021 года. Это было сделано с целью снизить нагрузку на производителей и продавцов, дать возможность компаниям спокойно подготовиться к изменениям и перестроить бизнес-процессы.
Согласно сайту Честный ЗНАК, выставлены следующие сроки обязательных требований по маркировке в соответствии с Постановлением Правительства № 2173 от 30.11.2022 «Об утверждении правил маркировки пива»:
За производство, ввод в оборот и продажу товара без кодов маркировки предусмотрены штрафы до 300 тыс. рублей. За повторное нарушение штраф будет увеличен. При реализации крупных партий пивных напитков без маркировки, подделку кодов или злостное нарушение правил возможна уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 6 лет.
Маркировке подлежит не только пиво и пивные напитки, но и медовуха, сидр, слабоалкогольные напитки, полученные путем брожения, а также пуаре. В таблице (рис.1) приведен список товаров с кодами ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС для маркировки для пива.
Код ТН ВЭД ЕАЭС | Наименование позиции товара по ТН ВЭД ЕАЭС | Код ОКПД 2 | Наименование продукции по ОКПД 2 |
---|---|---|---|
2203 00 2206 00 |
Пиво солодовое и пивные напитки |
11.05.10.120 11.05.10.130 11.05.10.160 |
Пиво крепостью от 0,5 до 8,6 % включительно, пиво крепостью свыше 8,6 %, напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки) |
2206 00 310 0 2206 00 510 0 2206 00 810 0 |
Сидр и грушевый сидр |
11.03.10.211 11.03.10.212 |
Сидр, пуаре |
2206 00 390 1 2206 00 590 1 2206 00 890 1 |
Прочие напитки, сброженные игристые и не игристые с фактической концентрацией спирта не более 7 об. % | 11.03.10.210 | Напитки слабоалкогольные брожения, в т.ч. медовуха |
Не подлежит маркировке так называемое «танковое» пиво. После варки его заливают в изолированный транспортировочный контейнер (танк) и в таком виде продают на розлив в магазине, баре или ресторане.
Помимо этого, не потребуется маркировать крепкий алкоголь — его проверяют и отслеживают с помощью акциза. А вот пиво в кегах и потребительской упаковке, даже если оно >7%, по закону придется маркировать.
Производители, дистрибьюторы и продавцы пива должны подавать отчеты о производстве, закупках и продажах в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС). Кроме того, они обязаны ежеквартально отчитываться перед Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (ФСРАР) об объемах продаж. Однако текущий процесс не позволяет отслеживать путь каждой конкретной бутылки.
В случае с крепким алкоголем контроль за каждой единицей товара ведется с помощью акцизной марки (рис.2). Применить такой способ для пива сложнее из-за высокой скорости линии розлива. К примеру, крепкий алкоголь выпускается с нормами 20 тыс. бутылок в час, тогда как пиво – 90 тыс. бутылок в час.
Добавление оборудования для нанесения акцизных марок может снизить производительность, поэтому было предложено использовать систему маркировки Data Matrix (рис.2). Такой метод позволит государству отслеживать перемещения каждой бутылки пива, а также кег и канистр. Эту идею также поддержал Минпромторг.
Подобные двухмерные коды DataMatrix уже наносят на воду в упаковках, молочные продукты и ряд других товаров.
Маркировочный код в формате Data Matrix – это особый двумерный код, который внешне напоминает QR-код. Содержит буквенно-цифровую последовательность, служащую для идентификации товара в информационной системе. Благодаря использованию криптографии, копирование и подделка кода становятся невозможными.
Для нанесения кода Data Matrix на упаковку потребуется площадь размером примерно 13x13 см. Во время тестового периода получение кодов было бесплатным, однако с началом обязательного использования коды станут платными. Стоимость одного кода определяется постановлением правительства РФ №577 от 8 мая 2019 года и составляет 50 копеек без учета НДС. В случае утери необходимо будет заказать его снова, оплатив эту услугу отдельно. Элемент должен быть напечатан черным цветом на белом фоне для обеспечения достаточного контраста и возможности сканирования.
Нет времени разбираться во всех вопросах маркировки пива? Оставьте заявку с помощью формы обратной связи. Мы перезвоним вам в ближайшее время, расскажем обо всех тонкостях маркировки пива и поможем подготовить ваш бизнес к нововведениям быстро и без лишней головной боли!
Маркировка разливного пива может иметь некоторые отличия от обычного бутылочного пива. ЦРПТ предложил три возможных способа маркировки кег:
В таблице (рис.3) наглядно показано, что потребуется для работы с маркированным пивом всем участникам оборота пивной продукции.
Производителю и импортеру | Опту и дистрибьюторам | Рознице |
---|---|---|
Электронная подпись | Электронная подпись | Электронная подпись |
ЭДО | ЭДО | ЭДО |
Терминал сбора данных (ТСД) или сканер штрихкодов, считывающие коды Data Matrix | Терминал сбора данных или сканер штрихкодов, считывающие коды Data Matrix | Сканер штрихкодов, считывающий коды Data Matrix |
Программно-аппаратный комплекс (ПАК) для заказа кодов | Товароучетная система | Онлайн-касса, оборудованная сканером штрихкодов |
Кассовое ПО и товароучетная система | ||
ОФД |
Отметим также, что в системе Честный ЗНАК есть бесплатное приложение для смартфона, через которое удобно сканировать коды и проверять остатки товаров.
Компания «1С-Архитектор бизнеса» предлагает полный комплекс услуг по автоматизации процесса маркировки, чтобы вы могли сосредоточиться на действительно важных вопросах работы. Поможем зарегистрироваться в системе Честный ЗНАК, настроим интеграцию с «1С» и подключим необходимое оборудование.
В нашей компании есть 2 комплекса услуг: для продавцов и производителей.
Ограничения: в пакет входит подключение торгового оборудования по 1 шт. каждого вида, настройка 1 макета для принтера этикеток.
Если нужного торгового оборудования у вас нет – поможем подобрать оптимальные варианты.
Обязательная маркировка пива – это важное нововведение, которое призвано повысить качество и безопасность продукции для потребителей. Продавцам и производителям пивной промышленности стоит своевременно подготовиться к новым требованиям, чтобы избежать возможных проблем и штрафов.
Сейчас самое время автоматизировать процесс маркировки. Сделать это быстро и профессионально помогут специалисты «1С-Архитектора бизнеса». Наша компания – первый партнер фирмы «1С», который подтвердил свою компетенцию и получил статус «Эксперт по маркировке».
Узнать больше и заказать услугу вы можете в один клик – достаточно оставить заявку на сайте с помощью формы обратной связи. Мы перезвоним и ответим на все интересующие вопросы.
Подведем итоги
Обязательная маркировка пива – это важное изменение, которое направлено на улучшение качества и безопасности продукции для потребителей. Продавцам и производителям пива и слабоалкогольных продуктов следует перестроить свою работу по новым правилам, чтобы избежать возможных проблем в будущем.
Автоматизируйте свой бизнес уже сейчас, чтобы переход на нововведения был комфортным и спокойным. Для этого достаточно связаться с нами – поможем сделать все быстро, профессионально и без лишней головной боли!