Объединенные коммуникации в Microsoft Office 2010: будь на связи

Коммуникации в корпоративном секторе на сегодняшний день играют серьезную роль в организации эффективного взаимодействия бизнеса и клиентов. Применение гибких и удобных решений в области связи внутри организации позволяет добиться сокращения некоторых статей расходов и повысить производительность труда сотрудников. Какую роль в этом играют так называемые "объединенные коммуникации" и какие решения на этом рынке предлагает Microsoft в своей новой линейке продуктов Microsoft Office 2010?

"Объединенные коммуникации" (Unified communication) получили распространение в последние 3-4 года как одна из востребованных технологий связи в корпоративной среде. Так, по оценкам Forrester, к 2015 году рынок подобных решений увеличится до 14,5 млрд долларов. Речь идет о переходе организаций на использование специального аппаратного и программного обеспечения, которое интегрирует данные, передающиеся по традиционным (аналоговая телефония, электронная почта) и новым каналам связи (интернет-мессенджеры, IP-телефония и так далее), в единую среду. Пользователь, работающий с UC-решениями, получает доступ до единой точки доступа ко всем данным, которые в том или ином виде были зафиксированы системой, – истории переписки, звонков, уведомлений и прочего. В свете развития различных технологий, связанных с понятием Enterprise 2.0 (применение в корпоративной среде возможностей Web 2.0-решений – блогов, социальных сетей, корпоративных порталов), "объединенные коммуникации" получают эволюционное продолжение, расширяя функциональные возможности. В решении от Microsoft, на базе которого реализуется данная технология, также грядут изменения в этом направлении.

История решения

В составе Microsoft Office за возможности подключения и работы с UC отвечает специальный программный пакет под названием Microsoft Office Communication Server (OCS). Он появился впервые в конце 2003 года, заменив продукт Exchange Instant Messenger Service, существовавший в рамках MS Exchange Server 2000. Первые три версии (до 2007 года) продукт назывался Live Communications Server. На сегодняшний день актуальной версией является MS OCS 2007 R2, вышедшая в 2009 году.

Решение представляет собой модульную систему для управления транспортом мгновенных сообщений, телефонии и видеоконференц-связи. Все три части продукта тесно связаны между собой, и от версии к версии их функциональные возможности расширяются синхронно. Основной задачей, которую решает использование OCS, является организация совместной работы сотрудников, находящихся в территориально распределенных филиалах или между штатными и внештатными сотрудниками (функции удаленного доступа к рабочим столам, присутствия, чата, передачи файлов, аудио- и видеоконференций и так далее), а также упрощение коммуникационной инфраструктуры предприятия за счет более удобной системы управления телефонными вызовами. Речь идет о возможности обработки и маршрутизации звонков в рамках организации без обязательной установки УАТС. Ключевым преимуществом OCS будет являться то, что все входящие в него продукты лицензируются одной общей лицензией (ECAL) на каждого пользователя, что отличается от многих промышленных VoIP-решений и продуктов в сфере традиционной телефонии. Кроме того, преимуществом OCS является возможность сравнительно простого встраивания его в существующую ИТ-инфраструктуру компании, то есть в линейные бизнес-приложения и рабочие процессы. OCS является полностью программным продуктом, а не комбинированным АО/ПО-решением, что дает определенные преимущества при переходе и развертывании. На это обратили внимание и аналитики из Gartner, поместившие Microsoft в лидеры своего маркетингового "магического квадрата" поставщиков UC-решений в 2007, 2008 и 2009 годах.

Возможности Microsoft OCS

Первый компонент OCS отвечает за реализацию управления коммуникациями в системах обмена мгновенными сообщениями. Согласно корпоративной политике, обычно распространенные IM-решения являются запрещенными к использованию из-за необходимости закрытия сетевых портов файрволлом или из-за топологии NAT-сети. Кроме того, большинство "мессенджеров" не обеспечивают необходимой защиты проходящих через них данных. В случае с Microsoft Office Communications Server для IM-коммуникаций присутствует расширенное программное решение, позволяющее использовать подобные функции как внутри, так и за пределами корпоративного файрволла, защищая транспорт через TLS-соединение. Для работы с другими подобными решениями, установленными, например, в сетях клиентов, в продукте от Microsoft предусмотрена интероперабельность ("федерация"), позволяющая приглашать и подключать пользователей в IM. Помимо внутрикорпоративных решений (например, конкурирующих UC-продуктов от Cisco) система позволяет работать и с тремя публичными IM-сервисами – AOL, .NET Messenger и Yahoo! Messenger. Реализация функций обмена мгновенными сообщениями и присутствия в MS OCS выполнена на базе модифицированного протокола SIP поверх соответствующих для разных видов данных транспортов (TCP, SRTP/RTP). Есть в ней и шлюз для XMPP.


В Microsoft OCS 14 реализована расширенная функция присутствия с поддержкой определения местонахождения пользователя

Две другие части решения связаны с системой VoIP-телефонии и видеоконференц-связи.


В Microsoft OCS 14 будет реализована возможность работы с параллельными звонками

Подобные функции позволяют построить на базе OCS единую систему обработки вызовов, когда поступающие в организацию звонки могут приходить как на традиционные IP-телефоны, так и на сотовые телефоны сотрудников, рабочие и домашние номера и так далее.

Новое в Microsoft OCS 14

Следующей версией продукта, который сменит MS OCS 2007 R2, станет недавно представленный Microsoft Communications Server 14 или OCS 14. Он появится в продаже ближе к концу 2010 года. Среди новых возможностей можно отметить наличие поддержки различных служб "социального веба" в основное пользовательское приложение Office Communicator (помимо функции присутствия появляются потоки "активностей", новый расширенный поиск не только по адресным каталогам, но и по занимаемой должности, профессии и интересам и так далее). Кроме того, решение будет плотно интегрировано с двумя другими связанными платформой Microsoft Office 2010 продуктами - SharePoint Server 2010 и Exchange Server 2010.


В Microsoft OCS 14 можно будет применять расширенный поиск по компетенции

Для каждого работника будет загружаться его специальное досье, в котором будет указана его компетенция в тех или иных вопросах – в итоге при необходимости связи с экспертом пользователь OCS 14 сможет не только быстро найти нужное ему лицо, но и связаться с ним максимально оперативно.


В Microsoft OCS 14 есть поддержка возможностей "активности"

Среди других функций приложения Office Communicator заявлена поддержка автоматического распознавания речи для писем электронной почты и голосовых чатов, возможность "парковки звонков" (удержание вызова и его продолжение с любого другого телефона, зарегистрированного в Microsoft OCS).


В Microsoft OCS 14 появится голосовое распознавание текста

Кроме того, в OCS 14 ожидается появление дополнительных функций для "UC в облаке", то есть размещенных на удаленных веб-серверах версиях этого программного продукта.

Сергей Прокопенко, менеджер по продуктам Siemens Enterprise Communications: Компания SEN изначально разработала концепцию унифицированных коммуникаций, согласно которой они должны быть открытым решением, которое имеет ориентированную на сервисы архитектуру (SOA). Задача УК - обеспечить пользователям возможность управления своими коммуникациями, сервисами присутствия и совместной работы. Идеально, когда решение УК объединяет телефоны, голосовую почту, электронную почту, обмен текстовыми сообщениями, функции календаря, обмен мгновенными сообщениями и сервис конференций. При необходимости решение должно поддерживать интеграцию с бизнес-процессами заказчика. В итоге, УК призваны упростить пользователям доступ к нужным людям и нужной информации - находясь в офисе, дома или в пути.

По всей видимости речь идет о переносе части функциональности в Office Communications Online, хотя пока никаких точных сведений об этом еще нет – тестирование нового продукта от Microsoft ее технологическими партнерами начнется только во втором квартале 2010 года, а сам продукт ожидает увидеть свет не раньше октября-месяца.

С точки зрения разработчика в новой версии MS OCS 14 появятся заметные улучшения, связанные с новым API на базе .NET, предполагающим упрощение написание кода, а также поддержка новейших технологий и продуктов - Silverlight 4, Visual Studio 2008 и выше, Blend 3, .NET 3.5, Internet Explorer 7 и 8. Отдельной строкой отмечается поддержка WPF (Windows Presentation Foundation) и Silverlight для построения новых пользовательских интерфейсов существующих функций поиска и присутствия. Так, в решении должна появиться возможность встраивания окон сообщений в существующие Windows-приложения и наоборот, подключать приложения с оконным интерфейсом к беседам. Еще одна удобная опция, реализуемая в продукте, позволяет получать и принимать контекстные данные из и в любое стороннее приложение. Например, при получении письма по электронной почте можно нажать на символ присутствия адресата для начала беседы – в этот момент ему поступит внутреннее сообщение, содержащее ссылку на письмо, являющееся поводом для разговора.


Нововведением Microsoft OCS 14 являются контекстуальные данные

К другим функциям, полезным для разработчиков, можно отнести возможность добавления в контекстное меню пунктов для запуска сторонних приложений; запуск приложений из оболочки при клике на SIP URI; киоскный вариант работы приложений в рамках беседы, позволяющим им не присутствовать в списке подключений.

Константин Грибах, системный инженер-консультант Cisco: Само понятие "унифицированные коммуникации" основано на интеграции программных коммуникационных инструментов и аппаратных устройств связи. Необходимость быть всегда на связи, диктуемая современной бизнес-средой, заставляет сотрудников постоянно иметь при себе весь технический набор коммуникационных средств. Это вполне естественное желание людей, активно пользующихся всеми коммуникационными возможностями предприятия, иметь возможность использовать любое коммуникационное приложение с помощью того устройства, которое в данный момент находится под рукой и позволяет прослушать голосовую почту с помощью своего компьютера, а не через телефон, получить доступ к веб-конференции или отправить электронное письмо со своего смартфона, а не компьютера и т.д. Причем сотрудники очень редко готовы отказаться от использования полюбившегося устройства, но зато с удовольствием начинают использовать новые коммуникационные программы для него. Перед ИТ-подразделением современной компании стоит непростая задача обеспечения унифицированного доступа сотрудников к корпоративным коммуникационным услугам вне зависимости от используемого устройства. Невозможность обеспечить такие условия работы зачастую является главной причиной отставания в развитии коммуникационных возможностей организации или предприятия. Универсального решения этих проблем пока не существует, а невозможность закрыть одним решением все возникающие потребности сотрудников в услугах связи диктует еще одно обязательное требование к современным продуктам унифицированных коммуникаций: не только поддерживать нескольких аппаратных платформ, но и использовать в своей работе открытые протоколы и коммуникационные стандарты.

Главным преимуществом UC-решения от Microsoft по-прежнему является реализованная система телефонии. В Сети новая, 14-я версия MS OCS позиционируется как "убийца АТС", поскольку в ней появятся несколько дополнительных функций (Call Admission Control, CAC, управление разрешениями вызовов и Remote site survivability, переключение подсети в автономный режим работы при потере связи с головной сетью), повышающих надежность функционирования данного решения в промышленных условиях. В связи с этим может измениться и схема лицензирования, в которой появится дополнительная лицензия CAL для Enterprise Voice.

Технологические возможности Microsoft OCS подогревают интерес к продукту со стороны участников рынка на протяжении всего времени его существования. Так, по данным Microsoft, на протяжении последних трех лет продажи этих решений показывают рост, исчисляемый двузначными цифрами. В корпорации отмечают, что больше 70% компаний, входящих в рейтинг Fortune 100 уже используют UC от Microsoft, при этом особая популярность решения наблюдается в фармацевтическом, аэрокосмическом и банковском секторе.

Информация взята с сайта http://office.cnews.ru

За дополнительной информацией просьба обращаться к менеджерам «1-го Архитектора бизнеса»
по тел.:(495) 994-72-74.

Если у вас возникли вопросы, пишите нам на e-mail: marketing@1ab.ru

Дата публикации: 29.04.2010

Нужна помощь в выборе решения для вашего бизнеса? Звоните: (495) 988-08-20


Возврат к списку

Бесплатно проконсультироваться, уточнить цены и заказать решение можно у специалистов «1С-Архитектор бизнеса» по телефону или через форму обратной связи.

Cookie-файлы

На сайте https://www.1ab.ru/ используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если прочитав это сообщение, вы останетесь на нашем сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий.