Ольга Назаренко

Ольга Викторовна производит впечатление серьезного человека, который знает чего хочет от жизни. Это, а еще любовь к общению и людям, позволило ей сделать головокружительную карьеру. Для ИТ-холдинга Ольга стала настоящим штурманом, рядом с которым можно быть уверенным: мы движемся в правильном направлении.

Я не умею слышать слово «нет» — такая у меня особенность характера

Быть директором по развитию — это значит уметь не только анализировать текущее состояние компании, но и уметь предсказывать будущее. У Ольги Назаренко это получается легко. Также легко у Ольги получалось быть менеджером, руководителем проектов, начальником отдела продаж. У сотрудников компании создается впечатление, что любое дело, за которое она берется, очень быстро налаживается и встает на рельсы успеха.

***

Вопрос: Ольга, давайте начнем с истоков: когда вы пришли в компанию «1С-Архитектор бизнеса» и на какую должность?

Ольга Назаренко: В компанию я пришла в феврале 2003 года — специалистом отдела продаж. Вакансия привлекла меня тем, что сфера деятельности компании оказалась мне очень близка: по образованию я математик, также преподавала информатику в средней школе, и сфера автоматизации на базе «1С» казалась интересной. Да и потом, хотелось больше общаться, причем на уровне директоров и высшего руководства.


Вопрос: Думаю, что вас взяли на работу безоговорочно, ведь вы — настоящий профессионал в продажах, да еще и с подходящим образованием.

Ольга Назаренко: Не совсем так. При устройстве на работу произошла забавная история: я пыталась получить эту должность... два раза! Мое резюме нашли в интернете и пригласили на собеседование, которое завершилось неудачей. Антон Алмазов, в то время управляющий компанией, усомнился в моих коммуникативных качествах продавца продуктов «1С» и способностях быстро обучиться, и на работу с первого раза меня не взял. Я устроилась в другую компанию по продаже и внедрению справочно-информационных систем, отработала там 4 месяца и получила премию как «лучший сотрудник месяца». После этого я окончательно убедилась, что неудачный итог того первого собеседования был большой ошибкой, мой профессионализм недостаточно оценили и без меня той компании никак не обойтись, и еще раз пришла в «1С-Архитектор бизнеса» на собеседование с уверенностью, что «я все смогу». Со второй попытки меня взяли. Я не умею слышать слово «нет» — такая у меня особенность характера.


Вопрос: Упорство — хорошая черта для продавца. А помогло ли вам ваше «информатико-математическое» образование?

Ольга Назаренко: Да, безусловно. Образование и связь с информатикой позволили мне не просто продавать системы «1С», но и быстро «постигать» их с точки зрения пользователя. Мне не составляло труда самой, без привлечения программистов, демонстрировать клиентам достоинства разных продуктов и отраслевых решений, показывать их в работе, и поэтому я свободно могла самостоятельно ездить на встречи с клиентами или организовывать их у нас в офисе.


Вопрос: Как развивалась ваша карьера, хотелось ли чего-то большего?

Ольга Назаренко: В рамках любой должности можно развиваться. Интересно не просто принимать звонки и запросы клиентов «продайте мне коробку 1С», отвечая: «Хорошо, а сколько вешать в граммах»? Хотелось управлять этим процессом, предлагать комплексное решение проблем с помощью продуктов «1С» и услуг компании. И делать это всегда хорошо. Хотелось, чтобы ожидания потребителей всегда оправдывались, и сотрудничество со мной как с продавцом-координатором и нашими программистами всегда приводило клиента к высокому результату. И эти желания, в свою очередь, диктовали необходимость учиться. Светлана Гара и я первыми стали сдавать экзамены «1С» на знание программ. Так была введена мода на сертификаты «1С:Профессионал» среди продавцов, которая потом трансформировалась в стандарт к должности. Даже если сотрудник просто зубрит ответы на вопросы к экзамену «1С», это уже увеличивает его «рабочий» лексикон. А если продавец закрепляет полученные знания на практике, открывает программу, смотрит, что и как в ней устроено, то польза от такого обучения огромна! Как показывает опыт, грамотный продавец, который знает программу «изнутри», продает больше и качественнее.


Вопрос: Любовь к обучению и серьезный подход к работе, должно быть, быстро сделали из вас руководителя?

Ольга Назаренко: Да, поработав менеджером, я стала руководителем проектов. Рос стаж работы, копились знания, рос рынок, клиенты тоже стали вырастать из «коротких штанишек»: их стало больше, они стали крупнее, проекты — сложнее. Реализация сложных проектов требовала создание пула высококвалифицированных кадров среди внедренцев, которые постоянно со мной работали и были в своем деле лучшими. Постепенно такая команда в «1С-Архитекторе бизнеса» сформировалась, позволяя нам реализовывать сложные и интересные проекты.

В таком режиме проработала 3,5 года, пока в один прекрасный момент мне не стало скучно. Тогда мне предложили попробовать себя в роли руководителя отдела внедрения страховых решений. Было непросто, так как я не знала языка программирования. Пришлось с нуля создавать отдел страховых решений: набирать персонал, обучать методике работы со страховыми компаниями, обучать методологии страхового учета, установке и обновлению программ (с секундомером), проектировать работу каждого сотрудника и отдела в целом. Ребята, которых мы набрали, прослушали месячный курс программирования без какой-либо практики. А они должны были уметь не только консультировать, но и настраивать системы, обеспечивать обмен данными между программами, знать специфику страхового бизнеса.


Вопрос: Это очень серьезные проблемы. Они мешали налаживать работу отдела?

Ольга Назаренко: С этими проблемами мы справились, а вот на большую прибыльность отдела выйти не получилось, и Антон Толмаков, президент «1С-Архитектора бизнеса», через 7 месяцев предложил мне вернуться в продажи в качестве директора департамента продаж в офисе «Савеловская» (ныне Центр обучения, аудита и консалтинга — прим. редактора). Департамент на тот момент существовал год и имел небольшую общую выручку.


Вопрос: Подождите, а легко ли было принять и согласиться с этим решением — о закрытии отдела, выращенного собственного руками?

Ольга Назаренко: Коммерческому предприятию условия диктует рынок, и направление, которое перестало или так и не стало рентабельным, просто не может существовать дальше. Другое дело, что компания, которая стремится к развитию и не хочет однажды остаться не у дел, просто должна постоянно нащупывать новые перспективные направления работы — открывать новые отделы, придумывать новые услуги, стараться охватить новые сегменты рынка. Нет ничего страшного в том, что некоторые новые начинания приходится сворачивать — это здоровая жизнь здорового растущего бизнеса. И я рада, что «1С-Архитектор бизнеса» — именно такая компания, здесь дают право на жизнь любой здравой идее: если ты готов воплотить ее в жизнь, тебе дадут возможность это сделать.

И, между прочим, та моя «кадровая перестановка» в другое подразделение холдинга открыло передо мной еще более интересную, еще более глобальную задачу. У офиса «Савеловская» была своя специфика — продажа семинаров. И все сотрудники офиса были «заточены» на продажу массовой услуги под названием «семинар» и мало продавали коробок «1С» и услуг программистов. С моим появлением сотрудники стали активно изучать методику продажи услуг, стали изучать основные типовые решения, стали учиться быть проактивными. За 1,5 года работы выручка департамента выросла в 12,5 раз.


Вопрос: Это впечатляет! Но после такого достижения нелегко, наверное, было подыскать новые достойные вершины для покорения?

Ольга Назаренко: Так сложилось, что именно в тот момент я решила сменить место работы и задалась новой целью: смогу ли получить работу в кризис у системного интегратора, золотого партнера Microsoft? Меня приняли на должность заместителя директора департамента продаж ЗАО Incoma Ltd. Проработала я там 7 месяцев. Занималась продвижением решений линейки Microsoft Dynamics и телекоммуникационными инфраструктурными проектами в банковском и коммерческом секторе. Но Антон Толмаков убедил вернуться в «1С-Архитектор бизнеса» в качестве директора по развитию.


Вопрос: Как вам ваша нынешняя должность?

Ольга Назаренко: Много интересных разноплановых задач. Учусь, как учить взрослых сформировавшихся людей, не посягая на право свободы выбора. Хочется, чтобы люди всегда хотели действовать и достигать целей, чтобы цели коллективные интегрировались с личными целями по совершенствованию. То есть, сотрудник должен по-настоящему хотеть работать с клиентами, хотеть общаться и выяснять проблемы, хотеть разбирать жалобы и претензии, предлагать пути решения. Хотеть через решение проблем клиентов/компании/конкретных лиц получать ответное желание сотрудничать и получать от нас счета на оплату и оплачивать их. Хотеть интересоваться клиентскими новостями и через неподдельный интерес попросить рекомендаций. Хотеть не бояться брать сложные задачи, хотеть видеть через решение сложных задач свое благополучие.

Как сделать так, чтобы все мы всегда были готовы и желали действовать? Вот ищу формулу, отвечающую на этот вопрос.


Вопрос: Вы как продавец с большим стажем, как опытный руководитель отдела продаж, можете назвать основные качества, необходимые менеджеру для успешной работы?

Ольга Назаренко: Надо просто любить людей, тогда люди тебе ответят тем же. Забота, сопереживание и неподдельный интерес к людям и делу, выраженный в действиях, а не словах, позволяет формировать устойчивый профессиональный коллектив с постоянным стремлением достигать большего. Для руководителей важно не только критиковать подчиненных, указывать на ошибки, но и хвалить, давать обратную связь. Мое глубокое убеждение, что если люди недовольны друг другом, то конфликт всегда надо обострять, сразу оголять причины недовольства сторон. Это помогает выстроить линию поведения руководителя в отношение подчиненного. С клиентом то же самое: всегда надо выслушивать его жалобы, но не просто так, а конкретным действием корректировать свою работу в отношении клиента.

Один человек может изменить очень многое: поменять мировоззрение окружающих, изменить исторически сложившиеся, не всегда эффективные правила и установки. Личностные качества, которыми наделены люди, очень разнообразны. Сложно выделить какие-либо конкретные. Важны принципы, которые должен исповедовать менеджер-руководитель:

  • Действовать так, как если бы единственным грехом был бы отказ от попытки что-то сделать.
  • Действовать так, чтобы каждый подчиненный мог добиться успеха.
  • Всегда делать то, о чем говоришь.
  • Верить в то, что делаешь.
  • Без колебаний приходить на помощь.
  • Содействовать, а не диктовать. Диктовать и приказывать всегда просто!

Вопрос: Что сложнее — руководить людьми или быть самостоятельной единицей?

Ольга Назаренко: Всегда легче отвечать только за себя, чем управлять и отвечать за других. Руководство должно быть умным: нельзя «сваливаться» в единоличность и диктат, потому что личное лидерство часто мешает достижению общей цели. Плюс ответственность, потому что если ты хочешь стать хорошим лидером, то необходимо воспитывать в себе любовь к ближним, а это значит — отвечать за них. Когда ты берешь человека, сажаешь его и говоришь «продавай» — это не руководство. Новичка надо ввести в курс дела, обучить, чтобы он не боялся разговаривать с клиентами, знал, что рядом всегда есть человек, который поддержит профессионально и морально, если не хватает знаний и эмоциональной устойчивости. В противном случае можно наблюдать текучку кадров, а это, на самом деле, и есть главная оценка работы руководителя. В каждом увольнении виноват начальник, так же как и в слишком маленькой выручке. Понимать это — уже половина успеха.

Возврат к списку