Блог Архитектора бизнеса

Подпишитесь на рассылку

Мы пишем только о том, что проверили на собственном опыте. Подпишитесь на обновления блога, чтобы не упускать полезные знания!

Диджитализация рынка международной логистики

Международная логистика — это один из сложнейших, если не самый сложный в части организации процесса вид логистики. Здесь необходимо учитывать не только особенности грузоперевозок, но и требования из смежных областей (финансы, законодательство разных стран, таможенный кодекс и др.)

Какие инструменты и технические достижения способствуют цифровой трансформации рынка международной логистики и помогают экспедиторам успешно справляться с поставленными задачами? В этой статье мы рассмотрим основные тенденции ИТ-рынка, которые, на наш взгляд, в ближайшем будущем смогут качественно изменить процессы в сфере логистики: 5PL или виртуальная логистика.

Вы узнаете:

  • Главные тренды международной логистики: 5PL или виртуальная логистика.
  • Новое в логистике: elastic logistics.
  • Планирование и прогнозирование.
  • Интеграция цифровых каналов.
  • Чат-боты.

Главные тренды международной логистики: 5PL или виртуальная логистика

Что нового появилось в современной логистике? Все больше сервисов, и в том числе логистических, оцифровываются. Компании больше внимания уделяют именно ИТ-технологиям. Ранее популярная модель 3PL (Third Party Logistics — предоставление комплекса логистических услуг: от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров) стала основой мирового рынка логистики за счет уменьшения сроков и стоимости доставки. Однако логистическая технология 5PL может принести еще большую экономию в глобальной цепи поставок.

5PL (Fifth Party Logistics) – это модель логистики как «единое окно», при котором грузовладелец может получить весь спектр логистических услуг на одном ресурсе за счет использования глобального информационно-технологического пространства.

Это может быть:

  • некий «виртуальный» логистический партнер, у которого аккумулируется вся информация о логистических возможностях участников рынка. При этом собственных материальных и финансовых ресурсов, используемых непосредственно в организации перевозок, у такого оператора может и не быть;
  • высокотехнологичная логистическая ИТ-инфраструктура отдельной компании, в которую заведены все сервисы данной компании как в части услуг для клиентов, так и в части инструментов взаимодействия с агентами. Но всегда в рамках глобальных сервисов это комплексный подход к управлению цепочкой поставок.

В последнее время все чаще появляется информация, что крупные логистические операторы запускают собственные проекты создания подобных логистических площадок или создают ассоциации для разработки подобных сервисов. Это дает дополнительный стимул для развития логистического сервиса.

Новое в логистике: elastic logistics

Elastic Logistics или «гибкая» логистика становится сегодня новым модным термином. На наш взгляд, это обусловлено текущими экономическими условиями. «Гибкая» логистика — это дополнительная возможность для экспедитора за счет улучшения качества и гибкости обслуживания клиентов, и в том числе за счет объединения всех бизнес-процессов, предоставить новый уровень сервиса и тем самым повысить привлекательность компании и лояльность клиентов.

Сейчас для экспедитора умение гибко управлять цепочкой поставки, то есть умение компании оперативно и с наименьшими затратами реагировать на изменения внешней среды и нарушения регламентов, является важным конкурентным преимуществом.

Инструментом для этого, в первую очередь, служит хорошая информационная ИТ-система, которая помогает менеджерам и облегчает их работу. Система должна настраиваться не только под процессы компании, но и под потребности грузовладельцев, а также иметь возможность зафиксировать все нюансы работы с тем или иным грузом. Сюда можно отнести сложные архитектурные инструменты, которые позволяют гибко управлять грузом на всех этапах его транспортировки с возможностью:

  • перепланировать план перевозки на любом этапе;
  • предложить более оптимальный маршрут при появлении новых условий;
  • в ходе перевозки разделить груз на грузовые места и в дальнейшем вести учет по грузовому месту;
  • выделить этапы перевозки до границы и после границы и т.д.

Помимо этого, есть и более простые, но при этом не менее важные инструменты по сопровождению клиента:

  • настраиваемые формы ввода или загрузки заказов;
  • индивидуальные формы детализации по счету;
  • детальное описание услуги в счете (например, номер контейнера, маршрут, сроки и т.д.).

Планирование и прогнозирование

В международной логистике присутствует много факторов, которые влияют на проектирование оптимального мультимодального маршрута. Такие маршруты строятся не только с точки зрения подходящего маршрута движения груза, но и с точки зрения оптимизации затрат. Поэтому в данном виде логистики особенно важен инструмент планирования и прогнозирования. Например, автоматический расчет различных вариантов мультимодальной доставки груза с учетом разных видов транспорта и сроков доставки.

Современные информационные системы при планировании используют адаптивные алгоритмы, которые позволяют в короткие сроки просчитать несколько вариантов маршрутов с разными показателями оптимальности (мультимодальный калькулятор). Также использование биллинговых подсистем и исторических данных позволяют качественно повысить скорость расчета маршрутов и значительно снизить риски компании.

Использование аналогичных инструментов приводит к значительной экономии. Компании могут предлагать своим клиентам более привлекательные тарифы, снижать свои риски, не браться за невыгодные или низкомаржинальные перевозки. А главное, превзойти ожидания грузовладельца по скорости взаимодействия.

Все чаще логистические компании стали внедрять инструменты планирования потребности в ресурсах (например, транспортных средствах). За счет данных инструментов можно получить большую отдачу от каждой единицы ресурса (более плотную загрузку) и при этом избежать нехватки ресурса.

Интеграция цифровых каналов

Международная доставка — это, как правило, длительный процесс. Например, движение контейнера из Гуанчжоу в Москву занимает от 20 дней. Компаниям приходится на разных этапах движения груза взаимодействовать с разными подрядчиками, поэтому задача сбора информации о местонахождении груза, а также предоставления грузовладельцу трекинга, становится очень трудоемкой. Помимо этого, сами грузовладельцы требуют предоставлять данные в различных форматах.

В современных информационных системах, например «1АБ:Карго» (программа является авторской разработкой специалистов «1С-Архитектора бизнеса»), предусмотрены инструменты интеграции, которые позволяют собирать данные о движении груза из различных источников: агентов, собственных и наемных транспортных средств, систем таможенного оформления и т.д.

К самым распространенным инструментам сбора данных трекинга можно отнести:

  • интеграция с помощью API. Это могут быть, например, ключевые агенты, с которыми происходит обмен большими объемами информации (заказы, документы, трекинг, POD);
  • модули интеграции с определенными сервисами. Например, для получения данных по дислокации вагонов и контейнеров по всей сети 1520 или интеграция с сервисами РЖД для организации электронного документооборота (ЭТРАН);
  • чат-бот для наемных и штатных водителей;
  • мобильное приложение для водителей.

Безусловно, главная задача — это не сбор, а обработка и формализация данных. Этим, как правило, занимается клиентский менеджер, но это может быть трудоемкий и затратный процесс, который, в свою очередь, влияет на стоимость услуг. Поэтому в этом случае очень востребованы универсальные инструменты цифровой логистики, которые позволяют обработать данные трекинга из различных источников и доставить их до грузовладельца. И при этом структуру этих данных можно настроить для каждого грузовладельца индивидуально.

Для клиентов также может быть предусмотрено несколько вариантов получения данных по трекингу:

  • личный кабинет;
  • API;
  • рассылка преднастроенных отчетов по расписанию;
  • SMS или e-mail уведомления.

Чат-боты

Как правило, компании, занимающиеся международной логистикой, не имеют собственного парка транспортных средств. Или, если имеют, то транспорт не полностью обеспечивает их потребности. И здесь встает вопрос организации взаимодействия с наемным транспортом (передача заявок, сбор информации об исполнении задания, фиксация трейсов и т.д.).

Если собственных водителей можно обеспечить однотипными мобильными устройствами и установить на них приложение, то наемные водители, во-первых, могут использовать устройства на разных операционных системах, а, во-вторых, установка приложения может сопровождаться определенными трудностями. Чтобы этого избежать, можно использовать чат-бот, который разрабатывается на платформе одного из популярных мессенджеров (например, Telegram).

Инструменты мессенджеров позволяют реализовать функции аналогичные мобильным приложениям:

  • передача данных по адресам доставки;
  • обмен сообщениями с водителем/экспедитором;
  • получение сканов документов;
  • напоминание о времени прибытия.

При этом не требуется разрабатывать приложения для разных операционных систем. А выгода от использования чат-ботов, как и мобильного приложения, значительная для современной логистики. Это приводит к снижению затрат на сопровождение грузоперевозки и повышению скорости получения обратной связи от исполнителя.

Сергей Безделев, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами, руководитель направления автоматизации транспортно-логистических компаний в «1С-Архитекторе бизнеса»:

«Чтобы подтвердить наличие и неизбежность тренда в сторону цифровизации логистики будущего, можно обратить внимание на активность в данном направлении крупных игроков логистического рынка. Так, например, ведущие компании транспортной отрасли в 2018 году учредили ассоциацию «Цифровой транспорт и логистика», которая при поддержке государства займется созданием единого цифрового пространства на основе единых стандартов и правил взаимодействия. И одним из ключевых направлений будет как раз развитие единого мультимодального цифрового транспортного и логистического пространства на территории России на основе отечественных решений и программного обеспечения. Участниками ассоциации стали ключевые игроки логистического рынка РФ: ОАО «Российские железные дороги», ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии», ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», Госкомпанией «Автодор», ООО ГЛОСАВ, ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» и НПП «Цифровые радиотехнические системы». В рамках V Восточного экономического форума АО «Компания ТрансТелеКом», Группа НЛМК, ФГУП «Почта России» и ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» также подтвердили свое участие в данной ассоциации.

Такое внимание к цифровой логистике со стороны государства и ведущих логистических игроков еще раз подтверждает перспективность развития транспортных услуг. Мы тоже согласны, что создание подобных логистических ландшафтов будет способствовать активному развитию мультимодальных перевозок за счет оцифровки текущих маршрутов, а также появления возможности запуска новых транспортных коридоров.

Данный тренд поддерживают и менее крупные логистические компании, но, на наш взгляд, у многих заказчиков не всегда есть понимание, зачем действительно необходимо внедрять подобные технологии. Вернее, часто заказчики обращаются с потребностью автоматизации, но чаще эти требования сводятся только к автоматизации документооборота компании. При этом упускаются инструменты, которые позволяют планировать процессы и прогнозировать узкие места для того, чтобы их избежать. А такие инструменты обязательно нужны, если компания стремится к снижению издержек и повышению финансовых показателей своей деятельности.

Со стороны вендоров также есть предпосылки к реализации подхода «от документов». Многие вендоры, представленные на российском рынке логистических информационных систем, в борьбе за клиента предлагают минимальные бюджеты для того, чтобы только заполучить клиента. За данные бюджеты как раз только документооборот (учет по факту) и удается автоматизировать. Ведь проекты, которые позволяют разработать и автоматизировать процессы, значительно дороже, так как подобные системы разрабатываются под конкретного заказчика, и здесь сложно сделать совсем универсальное (коробочное) решение. Например, наш программный продукт «1АБ:Карго», который внедрен уже более чем в 80 логистических компаниях и стал полноценной ERP-системой для транспортно-логистической отрасли, пока не настолько универсальное решение, чтобы на 100% подходить каждой компании. Ведь даже если взять две фирмы, которые, например, занимаются интермодальными перевозками, то у каждой есть свои особенности организации бизнес-процессов, при этом конечные документы могут быть одинаковые.

При отсутствии какой-либо информационной системы проект по автоматизации «от документов» безусловно приносит определенный результат, но действительно получить значимый эффект от внедрения информационной системы можно только при процессно-ориентированном подходе к проектированию системы.

В нашей компании также, безусловно, достаточный объем проектов — это именно внедрение «от документов». Но мы на этапе пресейла стараемся донести до заказчика важность процессно-ориентированного подхода.

Наш опыт подтверждает, что в данный момент правильно выстроенная информационная система может быть тем самым конкурентным преимуществом для логистической компании, которое на долгие годы станет драйвером роста как за счет четких, но при этом гибких процессов, так и за счет инструментов, которые позволяют снижать издержки, прогнозировать риски и повышать лояльность клиентов. Данный подход поддерживают и наши клиенты, с которыми мы успешно сотрудничаем уже многие годы. А важность внедрения новых ИТ-технологий и то, что это правильно выбранный курс, подтверждают ощутимые выгоды, которые компании получают от используемой логистической информационной системы».

Подведем итоги

Диджитализация рынка международной логистики — главный тренд логистики в 2019-2020 г.

Все больше сервисов, в том числе логистических, оцифровываются. Компании стали уделять внимание именно ИТ-технологиям. Так, например, для ведущих представителей транспортной отрасли одним из ключевых направлений развития становится создание единого цифрового пространства на основе отечественных решений и программного обеспечения.

Наш программный продукт «1АБ:Карго», который внедрен уже более чем в 80 логистических компаниях, стал полноценной ERP-системой для транспортно-логистической отрасли. Накопленный опыт подтверждает, что в данный момент правильно выстроенная информационная система может быть тем самым конкурентным преимуществом для логистической компании, которое на долгие годы станет драйвером роста за счет инструментов, позволяющих снижать издержки, прогнозировать риски и повышать лояльность клиентов.

Если у вас остались вопросы после прочтения статьи или требуется консультация по возможностям «1АБ:Карго», вы всегда можете обратиться к специалистам нашей компании.

Читайте также

На сайте https://www.1ab.ru/ используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если прочитав это сообщение, вы останетесь на нашем сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий.